Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 ноября 2015 г.
Литература

Берегиня

19 ноября 2015

Всякий раз, приезжая в «Тарханы», я гляжу на ухоженные, любовно подстриженные лужайки, на чистые пруды, на тронутые временем и современные строения, на всё то, что называется сейчас государственным Лермонтовским музеем-заповедником, и понимаю, что у всего этого есть рачительный, влюблённый в это место хозяин, а верней - хозяйка. И хозяйка эта – Тамара Михайловна Мельникова.

Не нужно обладать особым воображением, чтобы представить, сколько трудов положила эта сильная духом женщина на то, чтобы музей-заповедник стал местом, в котором «и верится, и плачется, и так легко-легко», местом, которое, без преувеличения, является жемчужиной и визитной карточкой Пензенской области.

В этом смысл и суть, это раз и навсегда выбранная Тамарой Мельниковой дорога, это её «бесконечное приближение» к пониманию творчества М.Ю. Лермонтова, к разгадке тайны его личности.

Когда-то она сказала: «Лермонтов – фигура удивительная, его трудно ставить в один ряд с теми, кто жил в «золотом веке» русской литературы. Такого поэта, как он, боюсь, уже не будет».

На мой взгляд – это не слова, сказанные по «долгу службы», - это любовь, и любовь, если угодно, - религиозная. Её любовь к музею сродни любви к живому существу. Это – путь Господень, который – неисповедим. И всё это продолжается для неё уже без малого – полвека.

Сама Тамара Мельникова родилась на Украине, но выросла и навсегда осталась в Пензенской области. Ей не было и года, когда началась война. Отец — пограничник Михаил Мельников, погиб в первый месяц войны. Вскоре на глазах у матери немецкая бомба убила её братика, позже от болезни умерла сестрёнка. Из детей выжила только она, самая маленькая.

О том, что из всей большой семьи их осталось только двое, Тамара узнала уже в пензенской Бессоновке, где они с мамой и прижились. Любви и нежности мамы, Софьи Семеновны, ей хватило на всю жизнь.

Окончив школу, Тамара поступила на историко-филологический факультет Пензенского педагогического института.

После его окончания работала в школе, выпустила класс…

А потом случились Тарханы. Первый раз Тамара приехала сюда посетительницей вместе с будущим мужем и - «заболела»…

В конце 70-х годов прошлого столетия музей остро нуждался в грамотных специалистах. Тогдашний директор, подбирая команду единомышленников, пригласил на работу и молодого художника с женой-филологом. Тамара и Геннадий в 1968 году согласились на переезд из города в село, и остались в нём навсегда.

Много лет спустя уже Тамара Михайловна вспоминала: «…все навалилось сразу: осмотр экспозиций, территории, фондов, а главное, надо было готовить экскурсию, приближался экскурсионный сезон. Пролетело две недели, я уже начала водить экскурсии, но вдруг — нежданная забота: восстанавливали дом ключника, а директор давно не был в отпуске и «оставил» меня исполнять свои обязанности …»

И с тех самых пор Тамара Михайловна — дотошный собиратель материальных свидетельств лермонтовской эпохи. Она скомплектовала почти треть существующей коллекции экспонатов музея, которая недавно обогатилась разысканным и атрибутированным ею альбомом с записями Марии Михайловны Лермонтовой.

Мир стихов великого поэта оказался созвучен с её личным мироощущением и совершенно покорил своей беспредельностью, неисчерпаемостью и современностью. С этим открытием к Тамаре Михайловне пришло и понимание того, насколько важно возродить родную усадьбу Лермонтова, которую он так любил.

Буквально «с ходу» пришлось решать вопрос о спасении часовни, в которой покоился прах поэта и его близких, организовывать работу по её сохранению и реставрации. Потом началась «борьба» за усадебную церковь Марии Египетской, за барский дом...

На протяжении нескольких лет она жила и работала в таком напряжении, которое и крепкого мужчину может довести до решения – взять всё и бросить. Не бросила. Научилась «держать удары» и не пасовать перед трудностями. И она была не одна. Славу «живого» музея в те непростые времена ей помогали создавать неравнодушные к нашей русской культуре люди.

В 90-е годы прошлого века при минимальном бюджетном финансировании каждый помогал, как мог: кто строительными материалами, кто оплатой коммунальных услуг, кто продуктами для сотрудников, по полгода «не видящих» зарплаты… Этих неравнодушных людей находила Тамара Михайловна, называя себя при этом с горькой иронией «главной попрошайкой области».

В срочной реставрации нуждался весь архитектурный комплекс усадьбы, а средств на ремонт не было. И она рано утром, в любую погоду на стареньком музейном автобусе, а то и на рейсовом и даже - «автостопом», ехала «в люди», говорила о Лермонтове и о том, в какой беде сейчас находится его музей. Другого выхода у неё не было.

Об одной из таких поездок она как-то рассказала: «Приехала я в министерство культуры и прошу, как обычно, дать денег для музея. А мне в ответ: мол, ждите своей очереди, у нас же не один Лермонтов. Как мне тогда стало обидно! Говорю сквозь слезы, но очень твердо: Вы ошибаетесь. Лермонтов у нас в России один!». И она победила.

Основа современных «Тархан» была заложена ею именно тогда, когда люди, в основном, были заняты собственным выживанием.

В музее же это время было временем «вдохновенного труда»: под руководством Тамары Мельниковой научный коллектив разрабатывал концепцию комплексного развития усадебного ансамбля, включавшую восстановление всех исторических, эстетических и социальных условий, в которых сформировались характер, взгляды и дарования Лермонтова. Составлялись планы поэтапной реставрации памятников архитектуры, мемориальной территории, новых экспозиций, разрабатывались планы экскурсий и лекций на основе новых открытий «лермонтоведения», писались сценарии исторических реконструкций. И благодаря этому уже в новом, XXI веке для Тамары Михайловны Мельниковой «…сбылось и то, о чем и вовсе не мечталось». Но это «сбылось» не только для неё самой. Это «сбылось» и для многих людей, её окружающих. Она всегда считала, что жизнь села неотделима от жизни музея, и потому долгое время одна «тащила на себе» всё: и замену сгнивших водопровода, канализации и отопления, и ремонт Дома культуры, школы, и садика, хотя они и не находились на балансе музея…

А в прошлом году случилось 200-летие М.Ю. Лермонтова. Это был грандиозный праздник! В «Тарханы» приехал президент России В.В. Путин. Многие приложили усилия, чтобы этот праздник состоялся. И, конечно же, «в первых рядах» были коллеги-музейщики Тамары Мельниковой. В их адрес и прозвучали её слова:

«Когда слышу в свой адрес похвалы сделанному в «Тарханах» и к 200-летию Лермонтова, обращаю свою любовь и благодарность к коллегам-музейщикам; они поддерживали меня и музей все эти годы, а в юбилейный год, понимая всю сложность возникшей в связи с подготовкой к торжеству ситуации, организовывали выставки и в России, и за её пределами.

Особое спасибо Евгению Анатольевичу Богатыреву, директору московского музея А.С. Пушкина. Блестящий музейщик, человек щедрой и умной души, он поддержал и утвердил меня в мысли, что юбилей Лермонтова должен быть ознаменован серьезной и масштабной выставкой, ведь в 1941 году, к столетию поэта, подобному замыслу не суждено было сбыться.

Богатырев взял на себя тяжелейшее бремя её организации, он верно понял и поддержал эту идею, нашел, увлек, подключил к проекту талантливых и неравнодушных людей. 37 участников — крупнейшие музеи и архивы России, библиотеки, театры и частные коллекционеры, 1500 экспонатов: личные вещи, документы, автографы, портреты, рукописи, живопись, графика, предметы быта. Такого проекта «лермонтоведение» ещё не знало».

Сегодня, благодаря трудам Тамары Михайловны Мельниковой, «Тарханы», где «и верится, и плачется, и так легко-легко…», стали национальным достоянием России, как Михайловское, Константиново, Ясная Поляна и другие замечательные наши музеи-заповедники.

Я уезжал из этого литературного оазиса с чувством «белой зависти». Много, очень много может сделать на земле влюблённый в своё дело человек.

А у нас в Северной столице, где, как свидетельствовал А.И. Герцен: «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова», до сих пор нет музея «разбуженной душе», национальному русскому поэту М.Ю. Лермонтову. Есть, конечно, «Дом Лермонтова» на Садовой 61(вернее этаж в расселённом доме, пребывающий ныне в запустении), где поэт жил в 1836-1837 годах и где написал стихотворение «Смерть поэта» и поэму «Бородино», но об этом после увиденного в «Тарханах» даже как-то неловко говорить…


Редакция «ЛГ» поздравляет Тамару Мельникову с присуждением Государственной премии РФ в области литературы и искусства и юбилеем! 

Обсудить в группе Telegram

Владимир Шемшученко

Шемшученко Владимир Иванович, родился в 1956 г.... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS