На факультете журналистики МГУ в рамках Международной научно-практической конференции «Журналистика в 2019 году: творчество, профессия, индустрия» состоялся круглый стол «Писатель как медийная личность».
От «писательского цеха» в нём приняли участие Игорь Волгин и Владимир Березин, от СМИ – Мариам Кочарян (РИА «Новости») и Софья Кадочникова (Lenta.ru), а от научного сообщества – специалисты из МГУ (Светлана Казакова, Елена Петрова), из МПГУ (Ирина Фадеева, Валентина Славина, Наталья Кодола), а также Сергей Страшнов (ИвГУ) и Лариса Мартынова. Модерировал круглый стол кандидат филологических наук, доцент МГУ Антон Бакунцев.
Он и дал старт дискуссии, затронув первую тему для обсуждения – «Кого можно считать медийной личностью?» – и предложив рассматривать в качестве примера Ивана Бунина. Так, Бунин активно сотрудничал с периодическими изданиями – значит, его произведения были на слуху. Сам же писатель постоянно становился героем литературной и светской хроники: газеты сообщали о посещении им спектаклей и званых вечеров… И, конечно, нельзя не упомянуть о ревностном отношении Бунина к собственной биографии: редактирование дневников, вероятные автоинтервью, придирчивость и щепетильность в выборе фотографий… Среди классиков отечественной литературы, которых можно назвать «медийными личностями», присутствующие отметили Максима Горького, а также Александра Блока и Владимира Высоцкого.
Игорь Волгин подчеркнул, что первой «медийной личностью» от мира литературы был… Гомер, который не только писал тексты, но и исполнял их. А это «именно тот формат, который сейчас пытается возродить телевидение», – отметил писатель.
Сегодня же литераторы в информационном поле практически отсутствуют. В XXI веке книга, литература уже не интересны СМИ сами по себе. Поводом для того, чтобы написать о прозаике или поэте, может стать либо смерть автора, либо юбилей, либо получение крупной литературной премии. Но и это будет лишь кратковременной вспышкой, о которой мгновенно забудут. Иллюстрируя это пессимистичное наблюдение, Владимир Березин предложил присутствующим вспомнить пять последних лауреатов Нобелевской премии по литературе: совместными усилиями удалось назвать только три имени…
Что же сделать, чтобы вернуть писателя в медийное пространство? Игорь Волгин, бессменный ведущий программы «Игра в бисер» на канале «Культура», – едва ли не единственной программы на отечественном ТВ, посвящённой литературе, – подошёл к вопросу радикально. По его мнению, единственный способ исправить текущую ситуацию – изменить сознание, снова поместив слово в центр человеческой вселенной. Владимир Березин высказался более «реалистично», составив перечень способов, с помощью которых писатель может оказаться в центре внимания сегодня: внешняя красота, активное участие в общественно-политической жизни, привнесение некоторой «экзотики» (быть представителем редкой национальности или обладать экстремальным, необычным опытом)... «Книга уже ни при чём. Она условный «билет в трамвай», – подчеркнул писатель. Софья Кадочникова предложила свой взгляд с точки зрения журналистики: писатель должен быть готов сотрудничать со СМИ, высказываться на разные темы. Ведь раньше, когда литераторы были подлинными «властителями дум», многие из них выступали и как яркие публицисты, давая глубокую, неравнодушную оценку текущим событиям. Сегодня же, посетовала Софья, мало кто из писателей способен по-настоящему вдумчиво и интересно прокомментировать волнующие общество темы. Игорь Волгин возразил: в его практике неоднократно случалось, что 5-минутное размышление превращалось при монтаже в ничего не значащую реплику, вырванную из контекста. Выходит, журналистам был важен сам факт появления писателя в кадре, а вовсе не его взгляд на происходящее…
Под конец дискуссии участники пришли к выводу, что две основные причины исчезновения литературы из информационного поля – это депрофессионализация писательства и десакрализация книги. В эпоху самопубликации наличие собственного томика стихов уже ничего не значит, а к перешедшей в «цифру» книге невозможно относиться так же трепетно, как к книге бумажной.
Таким образом, на вопрос «Кто виноват?» ответили. А другой извечный русский вопрос – «Что делать?» – пока остаётся открытым.
Однако надежда есть. Как отметил Антон Бакунцев, постепенно начинает складываться новая дисциплина – «Медиаперсоника». Когда у неё сформируется собственный научный инструментарий, быть может, специалисты этого молодого направления найдут решение, как снова сделать писателя интересным для СМИ и общества.
А пока – начнём с себя. И в первую очередь освежим в памяти имена нобелевских лауреатов…
Мила Яковлева