Такой осени в Германии ещё не было. Во всяком случае, на памяти нашего давнего автора, живущего там несколько десятилетий. Чем живёт страна, становящаяся всё более враждебной России?
Оселедец никого не убедил
Долгое время очень популярными, в том числе в Германии, были боксёры-тяжеловесы Виталий и Владимир Кличко, которые даже тренировались тут и неплохо овладели немецким языком. Братья прервали монополию чернокожих боксёров в самой престижной весовой категории, перебрались в Америку на более выгодные условия. Сейчас (и заслуженно) в первый ряд «тяжей» выдвинулся ещё один представитель Украины – Александр Усик. Как сказал бы Тарас Бульба: «Посмотрю я, что за человек ты в кулаке». Уже многих Усик ими покрошил. И вдруг вновь напомнил о себе темнокожий англичанин Энтони Джошуа, который когда-то в седьмом раунде нокаутировал непобедимого Владимира Кличко, по сути, завершив этой победой блистательную боксёрскую карьеру братьев.
В первом поединке Усик победил Джошуа, но у того осталось право на бой-реванш. Он состоялся в конце августа в Джидде, на побережье Саудовской Аравии. В традиционном представлении публике и в «поединке взглядов» Усик предстал в шароварах и кофте цветов украинского флага, с причёской в виде оселедца – чуба, спадающего на лоб. Когда журналисты потребовали «речь», Александр стал отвечать на ломаном украинском, но быстро перешёл на правильный русский (родом-то он из Симферополя).
И вот поединок. Трое членов судейской бригады (один от Украины, второй от Великобритании, третий нейтральный) со счётом 2:1 отдали победу Усику, а вот публика в Германии, искушённая «в кулаке», в сетях, по сути, с тем же счётом назвала победителем Джошуа. После поединка соперники встали на ринге рядом, накрывшись украинским флагом. И этот жест большинство немцев оценило как ненужную политизацию спорта.
А Сулико – это душенька
Поэт-патриот Август фон Фаллерслебен, мечтавший о единстве немецкой нации (это произошло только после франко-прусской войны 1871 года), ещё в августе 1841-го написал стихотворение «Песня немцев». Оно полюбилось, под него не раз подбирали музыку, пока 11 августа 1922 года первый президент республиканской Германии Фридрих Эберт не издал указ исполнять его на мелодию Йозефа Гайдна. Так появился 100 лет назад государственный гимн Германии. Его второй куплет начинается словами: «Немецкие женщины, немецкая верность, немецкое вино и немецкая песня». Ни одна из 193 стран – членов ООН не упоминает в гимне своих женщин, хотя немцы явно не нация женолюбов, в отличие, скажем, от соседей-французов.
Вообще музыки на немецком центральном ТВ заметно прибавилось. Телеканал по каким-то своим соображениям проводит разоблачительную политику тёмных страниц германской истории. Ни одной недели не проходит, чтобы не показали фильм с осуждением нацизма, расизма, тоталитаризма. На днях прошёл телефильм об ужасах ГУЛАГа, и сюжет разворачивался под мелодию известной грузинской лирической песни на слова Акакия Церетели «Сулико». Видимо, по замыслу мелодия должна была пронзить зрителей как напоминание о жутких «сталинских преступлениях». Но песня ведь совсем о другом. Сулико – это имя, происходящее от корня со значением «душа», «душенька». Но телевизионщикам не до тонкостей, зато можно опять приравнять тиранов…
«Денег для вас нет»
В разговорах бюргеров всё ощутимее нотки раздражения. Все знают, что уже два газовых «Северных потока» пересекли Балтику, подключившись к газораспределительной системе ФРГ. Поворот крана – и страна станет главным топливным хабом Европы. Не тут-то было! Карты спутала Украина.
Пока обыватели успокаивают себя тем, что Германия не придерживается столь крайне экстремистской позиции, как Британия, верный ландскнехт США. Но сверху на граждан льются потоки слов типа «за свободу надо платить». Они и так платят – содержанием украинских беженцев и нарастающих поставок Киеву новейших образцов оружия, которого якобы «самим не хватает».
Утешительные заявления, что газовые хранилища заполнены на 85%, не убеждают, поскольку известно, что это резервный фонд на случай спокойного развития ситуации. Обещание канцлера Шольца прекратить с 31 декабря весь импорт газа из РФ многих лишает дара речи. Различные проекты экономии, ограничения температуры в зданиях, минимальная подсветка объектов в ночное время – всё это заставляет немцев вспомнить нефтяной бойкот арабов 1973 года. В крупных городах ФРГ нарастают митинги под лозунгом «Руки прочь от России!», особенно после того как ФРГ, помимо США и ЕС, выделила Зеленскому 200 миллионов долларов. Нередко вспоминают баварскую поговорку: «У нас для вас есть всё, кроме денег».
Олег Туляков,
Берлин