Сафарби Бейтуганов
Родился в 1942 году в селе Каменномостское Кабардино-Балкарской АССР. Член Союза писателей и Союза журналистов России. Автор более 20 книг, в том числе: «Кабарда и Ермолов», «Кабарда: история и фамилии»; «Сущность», «И вечность – миг», «Дух сомнения», «Древо самопознания» (философские миниатюры, эссе) и др. А также «Мир острой критики», «Пионеры всемирной истории» (энциклопедии).
Людей можно разделить на две группы: низких и высших существ; низшим свойственна материальная потребность, а высших отличает жажда духовной пищи; обе потребности совпадают в одном – безграничны.
Критику необходимо держаться на высоком уровне; опускаясь ниже пупка, он пускается в брань и не только бьёт мимо цели, но неминуемо попадает в самого себя.
Критика – цепная реакция в сфере духа, поддерживающая его на плаву: вчера – это критика позавчера, сегодня – критика вчера, завтра – критика сегодня; и послезавтра не дремлет – уже в зародыше точит зубы на завтра в ожидании своего звёздного часа.
Человеку можно дать царство, деньги, ордена, но не свободу; свобода – результат внутреннего развития человека, начинающегося с момента обретения им независимости.
Современные российские буржуа – интеллектуальная посредственность; для них социализм был бы очищением, наставлением заблудшего на путь истины, но светом тьмы низких истин они вполне счастливы.
Скромность, приписываемая Сократу, сомнительна. Говоря, я знаю, что я ничего не знаю, он отказывал своим согражданам и в таком знании, следовательно, он ставил себя выше всех. Иначе незачем было его казнить.
Стадии мышления: народное, всенародное, международное, мировое, всемирное, вселенское; последние две маловероятны, но есть надежда.
Равнодушие, осуждаемое по многим статьям морали, – становится мужеством перед лицом смерти. В этом смысле равнодушие равно философии, которая, согласно Зенону из Элеи, «дарует человеку презрение к смерти».
Платон утверждал: «Слаще всего слышать истину». А чем было бы горше говорить истину самому? Однако услышать истину не от кого и говорить её некому.
Последняя великая победа Наполеона, затмевающая все его блистательные сражения, – это ясность мысли и бодрость духа после того потрясения, что пришлось испытать ему, утратив неслыханно высокое положение в мировой политике.
Цивилизация способна вернуться в прошлое, к своим истокам, и породить варвара и даже дикаря. Это значит, что периодизация истории, данная Льюисом Морганом (1818–1881), в хронологическом смысле предельно абстрактна и может дать сбой.
Согласно поговорке, не ошибается тот, кто ничего не делает; эту поговорку надо сдать в архив несостоятельных мыслей, ибо более грубой ошибки, чем ничегонеделание, трудно себе представить.
Становясь взрослым, человек теряет прекрасные качества, свойственные ребёнку: чистоту, непосредственность, открытость, скромность потребностей, любознательность.
Стремление к победе над другим – норма жизни всякой твари, но настоящая победа человека в том, чтобы самому подняться с колен, хотя может показаться, что паришь в облаках.
Власть, оторванная от художественной литературы, долго не протянет, но художественное слово может обойтись без власти и даже чувствовать необычайный прилив творческой энергии.
В «Идеальном муже» Оскара Уайльда есть персонаж – «изящно упакованная мерзость». Характеристика вполне пригодна и для большинства упаковок, рекламируемых в торговой системе, и торговцев.
Подслеповатые мужчины считают женщин слабым полом; в то же время и они не могут не заметить, что женщины отказывают мужчинам, а не мужчины – женщинам.
В поэзии Серебряного века есть одно золотое имя – Иннокентий Анненский (1855–1909) – не потому что от Него светло, а потому, что с ним не надо света (Из «Среди миров»).
Критику необходимо держаться на высоком уровне; опускаясь ниже пупка, он пускается в брань и не только бьёт мимо цели, но неминуемо попадает в самого себя.
Критика – цепная реакция в сфере духа, поддерживающая его на плаву: вчера – это критика позавчера, сегодня – критика вчера, завтра – критика сегодня; и послезавтра не дремлет – уже в зародыше точит зубы на завтра в ожидании своего звёздного часа.
Человеку можно дать царство, деньги, ордена, но не свободу; свобода – результат внутреннего развития человека, начинающегося с момента обретения им независимости.
Современные российские буржуа – интеллектуальная посредственность; для них социализм был бы очищением, наставлением заблудшего на путь истины, но светом тьмы низких истин они вполне счастливы.
Скромность, приписываемая Сократу, сомнительна. Говоря, я знаю, что я ничего не знаю, он отказывал своим согражданам и в таком знании, следовательно, он ставил себя выше всех. Иначе незачем было его казнить.
Стадии мышления: народное, всенародное, международное, мировое, всемирное, вселенское; последние две маловероятны, но есть надежда.
Равнодушие, осуждаемое по многим статьям морали, – становится мужеством перед лицом смерти. В этом смысле равнодушие равно философии, которая, согласно Зенону из Элеи, «дарует человеку презрение к смерти».
Платон утверждал: «Слаще всего слышать истину». А чем было бы горше говорить истину самому? Однако услышать истину не от кого и говорить её некому.
Последняя великая победа Наполеона, затмевающая все его блистательные сражения, – это ясность мысли и бодрость духа после того потрясения, что пришлось испытать ему, утратив неслыханно высокое положение в мировой политике.
Цивилизация способна вернуться в прошлое, к своим истокам, и породить варвара и даже дикаря. Это значит, что периодизация истории, данная Льюисом Морганом (1818–1881), в хронологическом смысле предельно абстрактна и может дать сбой.
Согласно поговорке, не ошибается тот, кто ничего не делает; эту поговорку надо сдать в архив несостоятельных мыслей, ибо более грубой ошибки, чем ничегонеделание, трудно себе представить.
Становясь взрослым, человек теряет прекрасные качества, свойственные ребёнку: чистоту, непосредственность, открытость, скромность потребностей, любознательность.
Стремление к победе над другим – норма жизни всякой твари, но настоящая победа человека в том, чтобы самому подняться с колен, хотя может показаться, что паришь в облаках.
Власть, оторванная от художественной литературы, долго не протянет, но художественное слово может обойтись без власти и даже чувствовать необычайный прилив творческой энергии.
В «Идеальном муже» Оскара Уайльда есть персонаж – «изящно упакованная мерзость». Характеристика вполне пригодна и для большинства упаковок, рекламируемых в торговой системе, и торговцев.
Подслеповатые мужчины считают женщин слабым полом; в то же время и они не могут не заметить, что женщины отказывают мужчинам, а не мужчины – женщинам.
В поэзии Серебряного века есть одно золотое имя – Иннокентий Анненский (1855–1909) – не потому что от Него светло, а потому, что с ним не надо света (Из «Среди миров»).