Поле битвы. Русские поэты о войне и мире. Антология русской военной поэзии 2014–2023. – СПб.: Центр современной литературы и книги на Васильевском – Союз писателей России, 2024. – 320 с.
Со дня начала специальной военной операции для нашей страны, для всего мира почти два года назад началось новое время, новая эпоха. Поэты всей России откликнулись на это событие как настоящие патриоты своей страны. Уже увидели свет несколько книг, в которых нашли отражение события СВО. Среди них – «Воскресшие на третьей мировой». Своего рода продолжением этого сборника стала антология «Поле битвы». Её составил и отредактировал поэт, член Союза писателей России из Санкт-Петербурга Михаил Зверев. Костяк антологии – произведения признанных поэтов из разных городов страны: Москвы и Петербурга, Ростова-на-Дону и Читы, Смоленска и Рязани, Мурманска и Пензы, а также новых, освобождённых регионов нашего отечества.
Стихи мурманчанина Дмитрия Ермолаева не похожи друг на друга – тут и притчевая «Бесконечная песня», и высокая риторика про «русское контрнаступление», и почти фельетонное, саркастическое «Уезжают...», и подлинно лироэпические «Солдат убитым пал на поле боя» и «Я служил срочную на Украине». Но в каждом произведении важна попытка осмысления происходящего.
В стихотворении Ермолаева об убитом солдате развёрнутая метафора – пронзительная, мощная. Поэт пишет о том, что «наши мёртвые нас не оставят в беде»; о нашем бессмертном неубывающем полку, который всегда с нами, в одном строю:
Солдат убитым пал на поле боя,
Потом поднялся снова –
как-то смог –
И за плечом за правым неживое
Увидел войско у семи дорог.
Тянулся строй,
пока хватало взора,
Скрываясь за незримую черту.
Текла река Смородина, дозоры
Стояли на Калиновом мосту.
Хватало там
оружного народа –
У перекрёстка на семи ветрах:
Служивые сегодняшнего года,
Дружинники и воины Петра.
Связь нескольких времён, вся боевая история России – та сквозная нить, которой прочно соединены лучшие стихи сборника. «И кажется – лишь арматура корней / Удерживает перегнившие брёвна…», как пишет петербургский поэт Алексей Ахматов. А у москвича Алексея Витакова рядом с современными воинами – «Кутузов встал над пепелищем». То же смешение эпох наблюдаем в его стихотворении о маленьком трубаче («непонятно, из какого времени», «над воронкой поднявшем трубу»). У Андрея Звягина из Москвы и вовсе находим «рать Пересветову», у него война – нынешняя, а «как будто Радонеж пылал, молился Сергий». Сплетение времён и бытований (его, кстати, можно отметить и в стихах апатитчанина Игоря Панасенко).
Вместе с тем произведения, вошедшие в книгу, как правило, не из разряда «он шёл впереди с автоматом на груди». Это почти всегда вдумчивый, проникновенный разговор о происходящем.
Поражает стихотворение питерца Андрея Петухова «В тяжёлых снах» – глубокое, многомерное. Вот характерный фрагмент:
В тяжёлых снах
так мало красоты,
Как в чёрно-белом фильме:
в них исконно
Растут большие чёрные цветы
На бесконечных
чёрно-белых склонах…
Там люди погибают без вины,
Ораторы орудуют до рвоты
И тропами
бессмысленной войны
Шагают обезумевшие роты.
При всех имеющихся у каждого из нас вопросах вывод для всех един. Он очевиден и неотменяем, как холодно и просто сформулировал его ростовчанин Илья Оленев:
И покуда колотится
сердце в груди
И во фляге
остался последний глоток,
Ничего не загадывай –
просто иди.
Видишь – время настало
такое, браток.
Дмитрий Коржов, член Союза писателей России, Мурманск
ФАКТ
«Гипертекст» вне конкурса
Поэтическая антология «Поле битвы» была успешно представлена на фестивале «Покровский собор» и рекомендована на соискание Литературной премии «Гипертекст», но никогда эту премию не получит.
Руководитель проекта «Гипертекст» Александр Чистяков пояснил:
– Этот сборник никогда не войдёт в списки литературной премии имени Александра Борисовича Чаковского. Для нас это «неформат». Просто не предусмотрены в положении о премии коллективные сборники.
В утешение авторам и издателям руководитель спецпроектов «ЛГ» посоветовал подать заявку на соискание другой премии – имени первого главного редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига «За верность слову и Отечеству». Поэтическая летопись новейшей истории России, изданная в Санкт-Петербурге при поддержке Общественного движения «ВЕЛИКОРОСС», чётко вписалась в формат программы противодействия искажению истории «Настоящее прошлое» в номинации «Художественное слово».