КНИЖНЫЙ РЯД
Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: Исследовательские очерки. М.: Издательский дом «Композитор», 2006. – 560 с.: текст, нотн. примеры, ил.
Книга профессора Московской консерватории Елены Долинской выделяется объёмностью проблематики. Изучение русского фортепианного концерта впервые приобрело столь масштабный и комплексный характер: множество взаимосвязанных процессов предопределяют направление исследования. Вопросы фортепианного концерта исследуются в многочисленных ракурсах, каждый из которых открывает новые страницы в изучаемой сфере: это рассмотрение жанра в исторической ретроспективе, в эволюционном движении, в аспекте стилевого плюрализма, в системе трансформации музыкального языка, в контексте симфонической музыки, сквозь призму композиторского и исполнительского восприятия, в совокупности художественных и музыкально-технологических устремлений композитора в работе над партитурой.
Широкий спектр поставленных проблем и нестандартные подходы в их раскрытии не только обогащают и существенно расширяют представление об изучаемом феномене, но и требуют разработки новых аналитических методов исследования. Работу выделяет универсальность научных подходов. Автор демонстрирует широкий диапазон интересов, владение методами историко-культурологического анализа, способность охватить, выделить и концептуально переплавить значительные художественные явления эпохи.
Погружение в традиции и глубины русской культуры сочетается в книге с широким культурным пространством. Е.Б. Долинская видит каждое явление в его временной конкретности и одновременно в широчайшем контексте: во взаимодействии русского фортепианного концерта с западноевропейским (в поле зрения учёного находятся все исторические периоды европейского концерта в их диалогической соотнесённости), с инструментальным концертом и с русским симфонизмом. Всё это способствует аргументированному выявлению генетических линий русского фортепианного концерта, осознанию специфики данного жанра и позволяет оценить его как явление общеевропейского и – шире – мирового масштаба.
По-новому, интересно и многоаспектно представлена и линия исполнительства. Её основу составляет отечественная школа пианизма как исторически сложившийся художественный феномен, которая создала национальную музыкальную поэтику от belcanto – исконной грани образного звучания рояля – до фортепианной сонорики русского колокольного звона. Вместе с тем в работе тщательно исследуется и исполнительская лаборатория жанра. В центре внимания – новые формы и типы пианистической техники, новые сонорно-акустические возможности инструмента, новые типы ансамблевого диалога, новые образные системы, связанные с новой морфологией и синтаксисом музыкального языка. Новые идеи, диктуемые новыми художественными тенденциями, вопросы индивидуального пианизма, проблемы исполнительской актуальности – вот те новые развороты темы, которые определяют оригинальность и глубину её разработки. Особую значимость имеет феномен авторского исполнения, авторской записи концерта, которая стала возможной благодаря техническим достижениям XX века, позволившим зафиксировать игру выдающихся композиторов-исполнителей – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. Новая аналитическая ситуация – возможность анализа партитуры одновременно с исполнительскими интерпретациями – расширила звуковую палитру произведения и концептуальные границы его постижения.
И третья линия, самая впечатляющая, – творческая лаборатория композитора. В центре внимания – авторская интерпретация жанра, типология творческого процесса, феномен первого концерта, вторых редакций, авторские правки партитур и клавиров. Текстологический анализ рукописных партитур третьих концертов Метнера и Рахманинова, хранящихся в Британской библиотеке Лондона, позволил проследить путь от первоначальных замыслов сочинений к их окончательной реализации.
Нельзя не отметить и литературные достоинства книги. Она лишена академического стереотипа и штампов. Автор ведёт живой диалог с композиторами, исполнителями, слушателями, читателем. Способность автора вовлечь читателя в художественную атмосферу живого творчества, придать повествованию острое ощущение духа времени, убедительная, подчас художественная манера подачи материала делает книгу чрезвычайно привлекательной не только для специалистов.
Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: Исследовательские очерки. М.: Издательский дом «Композитор», 2006. – 560 с.: текст, нотн. примеры, ил.
Книга профессора Московской консерватории Елены Долинской выделяется объёмностью проблематики. Изучение русского фортепианного концерта впервые приобрело столь масштабный и комплексный характер: множество взаимосвязанных процессов предопределяют направление исследования. Вопросы фортепианного концерта исследуются в многочисленных ракурсах, каждый из которых открывает новые страницы в изучаемой сфере: это рассмотрение жанра в исторической ретроспективе, в эволюционном движении, в аспекте стилевого плюрализма, в системе трансформации музыкального языка, в контексте симфонической музыки, сквозь призму композиторского и исполнительского восприятия, в совокупности художественных и музыкально-технологических устремлений композитора в работе над партитурой.
Широкий спектр поставленных проблем и нестандартные подходы в их раскрытии не только обогащают и существенно расширяют представление об изучаемом феномене, но и требуют разработки новых аналитических методов исследования. Работу выделяет универсальность научных подходов. Автор демонстрирует широкий диапазон интересов, владение методами историко-культурологического анализа, способность охватить, выделить и концептуально переплавить значительные художественные явления эпохи.
Погружение в традиции и глубины русской культуры сочетается в книге с широким культурным пространством. Е.Б. Долинская видит каждое явление в его временной конкретности и одновременно в широчайшем контексте: во взаимодействии русского фортепианного концерта с западноевропейским (в поле зрения учёного находятся все исторические периоды европейского концерта в их диалогической соотнесённости), с инструментальным концертом и с русским симфонизмом. Всё это способствует аргументированному выявлению генетических линий русского фортепианного концерта, осознанию специфики данного жанра и позволяет оценить его как явление общеевропейского и – шире – мирового масштаба.
По-новому, интересно и многоаспектно представлена и линия исполнительства. Её основу составляет отечественная школа пианизма как исторически сложившийся художественный феномен, которая создала национальную музыкальную поэтику от belcanto – исконной грани образного звучания рояля – до фортепианной сонорики русского колокольного звона. Вместе с тем в работе тщательно исследуется и исполнительская лаборатория жанра. В центре внимания – новые формы и типы пианистической техники, новые сонорно-акустические возможности инструмента, новые типы ансамблевого диалога, новые образные системы, связанные с новой морфологией и синтаксисом музыкального языка. Новые идеи, диктуемые новыми художественными тенденциями, вопросы индивидуального пианизма, проблемы исполнительской актуальности – вот те новые развороты темы, которые определяют оригинальность и глубину её разработки. Особую значимость имеет феномен авторского исполнения, авторской записи концерта, которая стала возможной благодаря техническим достижениям XX века, позволившим зафиксировать игру выдающихся композиторов-исполнителей – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. Новая аналитическая ситуация – возможность анализа партитуры одновременно с исполнительскими интерпретациями – расширила звуковую палитру произведения и концептуальные границы его постижения.
И третья линия, самая впечатляющая, – творческая лаборатория композитора. В центре внимания – авторская интерпретация жанра, типология творческого процесса, феномен первого концерта, вторых редакций, авторские правки партитур и клавиров. Текстологический анализ рукописных партитур третьих концертов Метнера и Рахманинова, хранящихся в Британской библиотеке Лондона, позволил проследить путь от первоначальных замыслов сочинений к их окончательной реализации.
Нельзя не отметить и литературные достоинства книги. Она лишена академического стереотипа и штампов. Автор ведёт живой диалог с композиторами, исполнителями, слушателями, читателем. Способность автора вовлечь читателя в художественную атмосферу живого творчества, придать повествованию острое ощущение духа времени, убедительная, подчас художественная манера подачи материала делает книгу чрезвычайно привлекательной не только для специалистов.