Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Без академических стереотипов

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Е. Долинская. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия: Исследовательские очерки. М.: Издательский дом «Композитор», 2006. – 560 с.: текст, нотн. примеры, ил.

Книга профессора Московской консерватории Елены Долинской выделяется объёмностью проблематики. Изучение русского фортепианного концерта впервые приобрело столь масштабный и комплексный характер: множество взаимосвязанных процессов предопределяют направление исследования. Вопросы фортепианного концерта исследуются в многочисленных ракурсах, каждый из которых открывает новые страницы в изучаемой сфере: это рассмотрение жанра в исторической ретроспективе, в эволюционном движении, в аспекте стилевого плюрализма, в системе трансформации музыкального языка, в контексте симфонической музыки, сквозь призму композиторского и исполнительского восприятия, в совокупности художественных и музыкально-технологических устремлений композитора в работе над партитурой.

Широкий спектр поставленных проблем и нестандартные подходы в их раскрытии не только обогащают и существенно расширяют представление об изучаемом феномене, но и требуют разработки новых аналитических методов исследования. Работу выделяет универсальность научных подходов. Автор демонстрирует широкий диапазон интересов, владение методами историко-культурологического анализа, способность охватить, выделить и концептуально переплавить значительные художественные явления эпохи.

Погружение в традиции и глубины русской культуры сочетается в книге с широким культурным пространством. Е.Б. Долинская видит каждое явление в его временной конкретности и одновременно в широчайшем контексте: во взаимодействии русского фортепианного концерта с западноевропейским (в поле зрения учёного находятся все исторические периоды европейского концерта в их диалогической соотнесённости), с инструментальным концертом и с русским симфонизмом. Всё это способствует аргументированному выявлению генетических линий русского фортепианного концерта, осознанию специфики данного жанра и позволяет оценить его как явление общеевропейского и – шире – мирового масштаба.

По-новому, интересно и многоаспектно представлена и линия исполнительства. Её основу составляет отечественная школа пианизма как исторически сложившийся художественный феномен, которая создала национальную музыкальную поэтику от belcanto – исконной грани образного звучания рояля – до фортепианной сонорики русского колокольного звона. Вместе с тем в работе тщательно исследуется и исполнительская лаборатория жанра. В центре внимания – новые формы и типы пианистической техники, новые сонорно-акустические возможности инструмента, новые типы ансамблевого диалога, новые образные системы, связанные с новой морфологией и синтаксисом музыкального языка. Новые идеи, диктуемые новыми художественными тенденциями, вопросы индивидуального пианизма, проблемы исполнительской актуальности – вот те новые развороты темы, которые определяют оригинальность и глубину её разработки. Особую значимость имеет феномен авторского исполнения, авторской записи концерта, которая стала возможной благодаря техническим достижениям XX века, позволившим зафиксировать игру выдающихся композиторов-исполнителей – Скрябина, Рахманинова, Прокофьева и др. Новая аналитическая ситуация – возможность анализа партитуры одновременно с исполнительскими интерпретациями – расширила звуковую палитру произведения и концептуальные границы его постижения.

И третья линия, самая впечатляющая, – творческая лаборатория композитора. В центре внимания – авторская интерпретация жанра, типология творческого процесса, феномен первого концерта, вторых редакций, авторские правки партитур и клавиров. Текстологический анализ рукописных партитур третьих концертов Метнера и Рахманинова, хранящихся в Британской библиотеке Лондона, позволил проследить путь от первоначальных замыслов сочинений к их окончательной реализации.

Нельзя не отметить и литературные достоинства книги. Она лишена академического стереотипа и штампов. Автор ведёт живой диалог с композиторами, исполнителями, слушателями, читателем. Способность автора вовлечь читателя в художественную атмосферу живого творчества, придать повествованию острое ощущение духа времени, убедительная, подчас художественная манера подачи материала делает книгу чрезвычайно привлекательной не только для специалистов.

Обсудить в группе Telegram

Изольда Немировская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS