Маститый британский режиссёр стал у нас вдруг самым упоминаемым кинематографистом мира. Почему? Во-первых, на экраны вышло сразу два его фильма, во-вторых, кинообщественность бурно восприняла новость о том, что голливудский режиссёр послал на три весёлых английских буквы известного московского кинокритика Антона Долина, почтительно бравшего у него интервью. А также взволновало публику то, что в обоих фильмах главные роли сыграл совершенно не подходящий к ним Адам Драйвер.
Начнём с третьего пункта. Я видел Драйвера, ставшего вдруг очень модным в Голливуде, в трёх фильмах, в том числе в двух представленных на «Оскар» (и даже получивших статуэтку в неглавных номинациях). В политическом антирасистском детективчике «Чёрный клановец» Драйвер неплохо сыграл полицейского, который внедрился в «Ку-клус-клан» и разрушал его изнутри. В семейной драме «История о супружестве» он очень достоверно сыграл вызывающего сочувствие интеллигента, которого бросила и при разводе обобрала жена. А в третьем неплохо – кинорежиссёра в эксцентрической фантазии «Человек, который убил Дон Кихота». Внешние данные у актёра – специфические: долговязый, неловкий носатый недотёпа – и играть бы ему персонажей в рамках этого очень ограниченного амплуа, но ему поручают роли, которые должны были бы играть актёры с данными Бельмондо или Марлона Брандо. В первом фильме Скотт ему дал роль первого красавца Франции, коварного Жака ле Гриса, обманом проникшего в дом своего друга, однажды спасшего его от верной смерти, и изнасиловавшего его беззащитную жену. Но качеств героя-любовника и изощрённого негодяя, который мог бы вскружить голову женщине так, что она сама, не заметив как, окажется в его власти, в Драйвере нет. И потому образ его в «Последней дуэли» крайне невнятен.
Также вслед за многими упрекнём режиссёра и продюсеров «Дуэли» в конъюнктуре – тема харассмента в американском кинематографе теперь уже так достала, как когда-то руководящая роль партии в советском пропагандистском кино. И фильм показался натужным, скучным, да и исполнение роли Драйвером удачным назвать нельзя.
В «Доме Гуччи», где действие происходит в конце ХХ века в Италии и основано на реальной истории семьи бизнесменов из известного дома моды, невнятица продолжилась. Актёрский ансамбль вокруг играющего Маурицио Гуччи Адама Драйвера здесь ещё более звёздный. Хорош Джереми Айренс в роли его больного отца, староват, но прекрасен Аль Пачино в роли дяди и удивил характерным гримом Джаред Лето в роли двоюродного брата.
Эмоциональна, темпераментна и агрессивно сексуальна Леди Гага в роли Патриции – невесты, а потом жены Маурицио. Именно она доминирует в фильме – она, а не главный герой. Маурицио производит впечатление человека очень далёкого от бизнеса, не имеющего к нему никаких способностей, – интеллигент, ботаник. Всем руководят красавчик-помощник (Джек Хьюстон) и жена, которую Маурицио в решающий момент, когда она предупреждает мужа о предательстве помощника, бросает, заведя в Альпах роман с давней знакомой.
Когда же в общем никчёмного, неблагодарного Маурицио убивают, его не очень-то и жалко, так как почему-то мы на стороне оставленной умной, любящей Патриции. А вот она та ещё акула капитализма, и Леди Гага в роли так рванула одеяло на себя, что, когда её брошенная мужем героиня надолго исчезает из кадра, становится досадно и скучно.
И непонятно, про что фильм. Про то, что руководство крупным, отчасти криминальным бизнесом несовместимо с родственными отношениями, уничтожает семью с её традиционными для любой страны устоями? Но это мы хорошо усвоили ещё с «Крёстного отца». Или про несчастную коварно отвергнутую женщину, которая, в отличие от безвольного мужа, обладала всем необходимым, чтобы руководить огромным бизнесом, но неожиданно была отвергнута, вследствие чего муж потерял свою империю? Очередной кивок в сторону феминизма? Или про итальянскую леди Макбет, шедшую вместе с мужем по головам компаньонов и жестоко расправившуюся с ним после того, как он её предал?
Обратив внимание на общую невнятицу замысла, отметим, что в обоих фильмах герои Драйвера гибнут – они нежизнеспособны. А может быть, тенденция в Голливуде такая – постепенный отказ от героя-мужчины? Он если есть, то невнятен и обречён на гибель. Это, во всяком случае, следует из дуплета Скотта.
А что касается хамства голливудского режиссёра в отношении нашего соотечественника, то не слишком ли мы стелемся перед Голливудом, а в данном случае перед создателем двух не очень удачных картин, которые к тому же не блещут в прокате? К чему это низкопоклонство?
Александр Кондрашов