Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Без культа духа нас ждёт тупик эволюции

01 января 2007

ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА?

Статья, опубликованная питерским писателем-атеистом Столяровым, «Крестовый поход в никуда» (№ 49, 2007) предъявляет Русской православной церкви три обвинения.
Первое: пользуясь сложившейся ситуацией, Церковь проводит тотальную клерикализацию общества и недалёк тот час, когда, образно говоря, повсюду запылают костры инквизиции для всех иноверных и уж тем более атеистов.
Второе: христианство противопоставляет науку вере, и если общество станет жертвой влияния «конфессионального реликта», то оно выпадет из цивилизации XXI века в болото дремучего невежества и архаики.
И третье: Церковь якобы порождает ксенофобские настроения в обществе, поднимая приблизительно такой лозунг: если ты русский, то ты должен быть православным! А если ты не православный – ты чужак! То есть Церкви присваивается эпитет националистической.
Писатель в силу присущего ему образного мышления позволяет себе не раз и не два отдаляться от логики. Это касается, к примеру, уже отмеченного выше голословного обвинения верующих в ксенофобских настроениях и в стопроцентной богословской безграмотности (если, мол, богослужение в РПЦ взять да и провести по католическому образцу, то никто из верующих ничего и не заметит).
Далее, по Столярову, никто из христиан вообще «не знает», что же это такое – христианство. Апофеоз салтыково-щедринского сарказма автора по поводу дремучести верующих – сюжет с девочкой, вернувшейся из храма, где её научили, что основатель христианства – Понтий Филарет из Пакистана и что надо креститься левой рукой. Хлёстко, но перебор налицо. Что ж, как всегда: язык мой – враг мой. Давайте по порядку.

КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ – МИФ!

Роман МУХАМЕТЖАНОВВо-первых, об «опасности клерикализации». Эта тема в наиболее концентрированном виде прозвучала в известном письме десяти российских академиков. Однако о какой клерикализации может идти речь, если в обществе сегодня в плане нравственном царит совершенный шабаш?!. Эзотерика, оккультизм, шаманство, ясновидение, «третий глаз»… Православные программы по телевидению составляют по сравнению с ними ничтожный процент и уже совершенно тонут в массмедийном океане «новых ценностей»: эстетизации зла, половой переориентации и нравственной вседозволенности, безудержной развлекаловки, пофигизма, карьеризма, экстрима и эротического разгула.
Кроме того, православные передачи демонстрируются в крайне неудобное для просмотра время, когда вся страна либо ещё спит, либо уже пошла на заработки. Религиозное же чувство в народе и особенно в молодёжной среде стремительно падает. Разве это не видно невооружённым глазом?! Ведь ничто так не убивает религию, как культ плоти, силы и мамоны. А все эти три слагаемых в жизни общества налицо. Их постоянное и навязчивое присутствие в качестве духовной альтернативы прежней «архаике» зашкаливает. А если что-то всё время без конца повторяется, то это – идеология, не так ли?
Молодое поколение, идущее нам на смену, переживает колоссальный духовный кризис. Его идейность на сегодняшний день заключается в стремлении к богатству, насилию и власти. Эти страсти подпитываются боевиками, экранной кровью и блокбастерами, подкуриваются «косячками», подкачиваются «колёсами» и поднюхиваются «дурью». Добавляют масла в огонь и поощряемые многими СМИ душевный цинизм, равнодушие к высоким понятиям. Долго ли протянет молодёжь при такой идеологии? Страшно представить себе, что произойдёт уже в ближайшем будущем с её психикой после такой обработки.
Что, этого кошмара писатель-атеист не видит? Какой же выход он предлагает? Вытеснять христианство, не соучаствующее в этой вакханалии и не приемлющее греха? Но почему? Странно. Разве мы, христиане, способствуем развалу страны и её нравственной деградации? Почему бы не переключить негодование на реальных носителей общественного зла, которые толкают страну в пропасть? Нет, всё внимание упорно сосредоточено на самой мирной религии, несущей человеку только одну любовь и жертвенность.
Не правда ли, любопытная картина? Ну да ладно. Атеизм – он и в Африке атеизм. И всё же надо иметь в виду: вышеозначенные общественные пороки, как показывает многовековой опыт, не вытравливаются ничем – ни нотациями, ни атеистическим «просвещением», ни дубиной с электрическим стулом. Они преодолеваются только помощью свыше и личным свободным волевым усилием человека. Иными словами, тем же христианством.
Когда читаешь дореволюционных церковных писателей, узнаёшь: в стране в период так называемой реакции (после поражения революции 1905 года) начались беспорядки, упала нравственность среди деревенских жителей, особенно среди молодёжи. Повсюду – густой мат, жестокие игры, в которых зачастую кого-то убивают. К Церкви – полное охлаждение, в семье – отсутствие элементарного уважения к родителям. Среди населения активно распространяется порнография, чтобы окончательно добить нравственность.
Знакомый сценарий, не так ли? Кстати, вполне атеистический. То есть происходило всё то, что происходит и сейчас. Чем это закончилось, – тоже известно – реками крови.
Так что нет у нас никакой клерикализации. Утверждение о её «существовании» – просто миф.

БОМБУ СОЗДАЛИ АТЕИСТЫ

Во-вторых, о науке и религии: между ними никаких противоречий быть не может. Каждая из них занимается своей областью. Наука исследует мир естественный во всех его проявлениях, религия – мир духовный. Антагонизма здесь быть просто не может по причине несовпадения предмета исследования. Вопрос заключается в другом: как обеспечить разумное взаимодействие науки и религии, благотворное влияние веры на ум и совесть учёных. Поверьте, кроме пользы, здесь ничего не будет.
Многие современные учёные веруют в Бога. Вообще для науки страх Божий – единственная гарантия того, что те открытия, которые происходят в области той же генной инженерии или военных разработок, не будут использованы против человечества. Других реальных гарантий здесь нет и быть не может. Вспомним, как прошло первое испытание атомной бомбы. Её взорвали, несмотря на то, что никто не знал, как поведёт себя цепная реакция – не превратит ли она нашу землю в огненный шар. Не знали – и всё равно пошли на испытание. Ибо разработчики бомбы не имели веры, сдерживающей человеческий произвол и жажду власти, но руководствовались требованиями госзаказа.
Так что нет ничего плохого в том, чтобы в России преподавались основы православной культуры (ОПК). Будущие учёные и специалисты страны формируются именно в школах. И так важно, чтобы ребята с самого начала получили представление о христианской духовности, о её миролюбии и уважении к человеческой личности и свободе.Посудите сами: общество заново открывает для себя христианство. И это – прекрасно. Такой интерес может стать началом поистине великого обновления для России. Нормальный человек не может не поразиться и не склонить голову перед светлым ликом Христа, нравственной высотой Его заповедей.
Какое потрясающее богатство открывает христианство людям в плане красоты внутреннего покаяния, видения своих (а не чужих) грехов, глубинного духовного роста, чистоты межличностного общения, абсолютного межнационального и межрасового равенства, возвышенного и целомудренного отношения к противоположному полу, великого смысла жизни ради Бога и ближнего!
А глубочайшее знание христианством законов духовной жизни, которое – и только оно одно – помогает человеку по-настоящему избавиться от гнёта мучающих его злых страстей?! Да здесь можно перечислять все потенциальные блага православия до бесконечности. Все они работают на формирование полноценной человеческой личности и консолидацию нашего донельзя ослабевшего в духовном плане общества.
Вспомните хотя бы следующее: христианство возникло в рабовладельческую эпоху и никогда открыто не призывало к отмене рабства. Но со временем именно христианская религия способствовала всеобщему смягчению нравов и в конечном счёте упразднению рабовладельческой системы.
В этой связи предстают крайне странными рассуждения Столярова на тему каких-то фундаменталистских настроений среди верующих, которые якобы формирует Церковь.

ХРИСТИАНИН НЕ СТАНЕТ СКИНХЕДОМ

В-третьих, о «ксенофобии». Эта тема также возникла в связи с вопросом преподавания основ православной культуры. Признаемся: этот курс действительно знакомит нас с нашей духовно-культурной традицией. Да, в России существуют другие конфессии и культуры.
Но исходя из главного принципа демократического централизма – приоритета большинства над меньшинством (а он действует во всех структурах общества и на всех уровнях – от выборов президента РФ, считающихся легитимными даже при перевесе всего лишь в один голос, до иерархических отношений самого мелкого начальника с подчинёнными), православие имеет право при всеобщем равенстве конфессий на дополнительные приоритеты. Это связано с тем, что большинство нашего общества исповедует именно православие, а значит, имеет и первоочередное право на адекватное удовлетворение своих конфессиональных интересов.
Столяров утверждает: выводы статистики о том, что 70% населения России будто бы исповедуют православие, – сплошная фикция; они в большинстве своём, заявляет писатель, просто отдают дань традиции, а в Церковь ходит только 6% россиян, и на самом деле православных – «ничтожное меньшинство».
Как же это примитивно!.. Если человек говорит о своём исповедании Христа как Бога, то, наверное, всё-таки не надо его формально препарировать и уточнять, а ходит ли он в храм, а причащается ли, а исповедуется ли, и если – да, то как часто. Это очень тонкая область. Есть много людей, находящихся на переходном этапе, когда духовные ценности ими уже определены, но пока ещё не воплотились в конкретный образ жизни. Такие люди – тоже православные. И недопустимо уничижать их веру и искреннее расположение ко Христу. Им просто пока трудно решить всё сразу. В вопросах духовных нужно всё делать постепенно, с чувством здравой меры.
Кстати, задача курса ОПК отнюдь не сводится к тому, чтобы обратить всех в православие, чего так опасается писатель Столяров. Основы православной культуры, как отражение совершенной интернациональности христианства, направлены также и против ксенофобии.
Сейчас в России исключительно много мигрантов. В московских школах, например, по статистике, обучаются 12% школьников-азербайджанцев. В таких условиях крайне важно, чтобы эти дети получили шанс посмотреть на нашу веру, на нас самих не с осуждением, а с пониманием и доверием. Это – задача-минимум курса. Те мусульмане, с которыми я разговаривал, укоряют нас, русских, только в том, что мы недостаточно внимания уделяем развитию православной культуры.
Это замечание – чисто практическое. И знаете, почему? Потому что образованный православный человек никогда не станет обкуренным скинхедом и убийцей таджикской девочки. И наоборот – в бездуховной массе ксенофобские настроения могут вспыхнуть в одночасье. Именно этого мои собеседники-мусульмане и боялись. То же самое, я думаю, могут подтвердить и иудеи с буддистами.

***
В самом конце статьи Столяров оставляет наконец РПЦ в покое и привычно замахивается на небеса, вопрошая: а зачем нам вообще Бог? Ну не будет его во Вселенной, ну и что?.. Только вот о смерти забыл порассуждать писатель. Наверное, понимает, что это заведомо проигрышное, тупиковое, неконструктивное дело и что «небытием» всех можно вогнать только в депрессию.
А вот христианство и здесь конструктивно, обещая бессмертие…
Так что не можем мы холодно относиться к той религии, которая дала России жизнь. Это не мракобесие, не шовинизм, не угар, а возвращение к истокам. 

Михаил ХОДАНОВ, протоиерей, член Союза писателей России, главный редактор духовно-светского журнала «Шестое чувство»

P.S. Ждём ваши мнения по адресам gam@lgz.ru, mazurova@lgz.ru

Обсудить в группе Telegram

Михаил Ходанов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS