В ЦДЛ состоялась встреча московских писателей с советником Президента РФ, академиком РАН, известным экономистом Сергеем Глазьевым. Вёл встречу председатель правления Московской городской организации Союза писателей России Владимир Бояринов. Сергей Глазьев выступил с лекцией «О перспективах развития России в меняющемся мире», ответил на вопросы участников встречи. Некоторые из них высказали оценку происходящего в стране, прежде всего в сфере экономики и финансов. Предлагаем вниманию читателей «ЛГ» один из разделов выступления С. Глазьева, а также фрагменты из выступлений участников встречи.
Сергей ГЛАЗЬЕВ, академик РАН:
– Есть немало оснований назвать нынешнее состояние российской валютно-финансовой системы как неуправляемое. Решения денежных властей зачастую приводят к результатам, которые никак не планировались.
Главным политическим следствием валютно-денежного курса является манипулирование российским валютно-финансовым рынком со стороны иностранных финансовых институтов, которые связаны с эмитентами мировых валют. Создаваемый ими хаос подавляет внешне благие управленческие импульсы наших финансовых управленцев. Декларируются намерения роста производства, инвестиций и уровня жизни, а на выходе пока видим обогащение спекулирующих на дестабилизации участников рынка за счёт обесценения сбережений и доходов граждан и производственных предприятий. Также очевиден отток капитала из реального сектора или его уход за рубеж.
Имея восьмипроцентный потенциал ежегодного прироста ВВП и инвестиций, экономика России искусственно загнана в стагфляционную ловушку. Денежные власти ориентируют её на пятипроцентное падение при 15-процентной инфляции. Продолжается сжатие денежной массы, что усугубляет эти процессы и влечёт расстройство системы воспроизводства и денежного обращения. Снижение уровня монетизации в прошлом году на 10 процентов, а в этом году – ещё на 15–20 будет и дальше вести к падению инвестиций и производства, ухудшению финансового положения, к массовым банкротствам предприятий реального сектора. Разве можно увязать продолжение такой политики с независимым политическим курсом и национальной безопасностью России, подвергающейся агрессии со стороны США и их союзников? Особенно когда в мире идёт процесс смены технологического уклада.
На мой взгляд, предложенный ЦБ проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП) на 2016–2018 годы оставляет её без изменений. Можно предположить, что реализация этого курса чревата драматическими социально-экономическими последствиями – усугубится стагфляция, обострятся кризисные явления. Наряду с дальнейшим спадом производства, инвестиций, конкурентоспособности и высокой инфляцией можно прогнозировать возобновление кризиса неплатежей, рост безработицы, резкое падение уровня жизни граждан.
ОНЕГДКП предусматривает дальнейшее сжатие денежной базы в реальном выражении, которое за 2014–2017 годы составит примерно 30 процентов. Сжатие денежной массы в сопоставимых ценах составит в 2014–2016 годах 17,2 процента. Как итог мы можем увидеть ещё большую демонетизацию экономики, чреватую расстройством системы денежного обращения и повторением кризиса неплатежей 90-х годов. По своей сути документ представляет собой возврат к политике шоковой терапии начала 90-х с ещё более тяжёлыми последствиями.
В сочетании со свободным плаванием курса национальной валюты политика регулятора, предложенная в проекте Основных направлений, влечёт потерю управляемости макроэкономической ситуацией, которая, по сути, переходит в турбулентный режим функционирования. А такой режим характерен сверхвысокой спекулятивной и низкой инвестиционной активностью, высокими инфляционными ожиданиями и волатильностью курса валюты, массовыми неплатежами, деградацией экономики.
Если сохранять рубль в свободном плавании, не предпринимать стабилизационных действий, допускать бесконтрольность на валютном рынке, то это значит создать ситуацию, когда на нём будут по-прежнему манипулировать спекулянты, раскачивая его, как и сколь угодно. Оставаясь в рамках ОНЕГДКП, невозможно обеспечить стабилизацию курса рубля и, следовательно, достичь инфляционной цели и финансовой стабильности.
Ещё об одном надо также сказать прямо. Если не предпринять мер по кардинальному изменению денежно-кредитной политики с целью создания внутренних источников долгосрочного кредита и обеспечения устойчивости валютно-финансовой системы, западные санкции повлекут серьёзные нарушения воспроизводственных процессов в основных секторах экономики. Ведь очевидно, что, манипулируя нашим финансовым рынком и политикой денежных властей, Вашингтон добивается её разрушения, в своих целях влияет на поведение делового сообщества, критически воздействует на условия жизни всего общества. США развязали так называемую гибридную войну. В таких обстоятельствах самостоятельный внешнеполитический курс руководства России должен быть подкреплён восстановлением национального суверенитета и контроля над воспроизводством и развитием отечественной экономики.
Первое, что напрашивается, это необходимость обезопасить валютно-финансовый рынок от внешних угроз – атак со стороны иностранных спекулянтов, связанных с ФРС США и эмитентами других мировых валют. Для этого надо ввести избирательные ограничения на трансграничное движение спекулятивного капитала. Конкретные меры регулирования известны. Они могут быть как прямыми (лицензирование, резервирование), так и косвенными (налог на вывоз капитала, ограничение валютной позиции коммерческих банков). Полезно было бы внести изменения в нормативы, регулирующие деятельность кредитных организаций, которые стимулировали бы операции в рублях и делали бы менее выгодными операции в инвалюте.
Должен быть восстановлен государственный контроль над Московской биржей (МБ). Она должна быть подотчётна Центробанку, которому следует либо вернуть контрольный пакет, либо установить жёсткое и всеобъемлющее нормативное регулирование биржевых операций. В любом случае МБ не должна иметь коммерческих целей и быть аффилированной со спекулянтами. Её задача – прозрачно обслуживать сделки и обеспечивать стабильность рынка, своевременно принимая меры по блокированию спекулятивных атак.
С учётом затеянной против нас кампании по изъятию российских активов (дело ЮКОСа и пр.) необходимо срочно распродать валютные активы, размещённые в обязательствах США, Великобритании, Франции, Германии и других стран, которые участвуют в антироссийских санкциях. Их следует заместить инвестициями в золото и другие драгоценные металлы, в создание запасов высоколиквидных товарных ценностей, в том числе критического импорта, в ценные бумаги стран – членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС, в капитал международных организаций с российским участием (Евразийский банк развития, Межгосбанк СНГ, МИБ, Банк развития БРИКС и др.). Внимания заслуживает и проблема расширения инфраструктуры поддержки российского экспорта.
Для противодействия «подмораживанию» частных активов российских юридических и физических лиц, которым денежные власти западных стран чинят препятствия при возврате денег в Россию, можно применить мораторий на обслуживание кредитов и инвестиций из стран, практикующих арест российских активов.
Необходимо не на словах поддерживать, а чётко выполнять уже неоднократно дававшиеся президентом России указания о деофшоризации экономики. Ведь совершенно понятно, что «офшорная болезнь» создаёт закритическую зависимость её воспроизводственных контуров от англосаксонских правовых и финансовых институтов и влечёт ощутимые потери российской финансовой системы (до 50 млрд. долл. в год) на одной лишь разнице в доходности занимаемого и размещаемого капитала. Примерно такие же потери несёт за собой идущая через офшоры нелегальная утечка капитала – по оценкам, она превышает 1,3 процента ВВП.
Особую угрозу национальной безопасности создаёт сложившаяся ситуация с регистрацией прав собственности на большую часть крупных российских негосударственных корпораций и их активов в офшорных зонах, где проводится основная часть операций. На них же приходится около 85 процентов накопленных прямых иностранных инвестиций как в Россию, так и из России. Нарастающая эмиссия необеспеченных мировых валют и обесценение акций российских компаний создают благоприятные условия для поглощения иностранным капиталом переведённых в офшорную юрисдикцию российских активов.
Можно констатировать: ситуация в реальной экономике, финансах складывается критическая. Медлить с исправлением положения нельзя. Необходимо восстановить наш суверенитет в финансово-экономической сфере.
Андрей БУНИЧ, экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов России:
– Согласен с тезисом Глазьева о происходящей в мире смене технологического уклада. Мне кажется, реальные изменения тут налицо. Есть множество вариантов, способов и решений, которые ещё более существенно изменят технологическую картину реальности, в том числе в сфере энергетики.
Мы можем оказаться в положении Венесуэлы, где единственный плюс в сравнении с нами – дешевизна бензина. Люди же ездят на машинах, завезённых, похоже, с каких-то свалок, а в целом впечатление, что попал во вчерашний день. Нарастает отсталость, вплоть до отключения электричества в целых районах. Если будем ждать у моря погоды или руководствоваться рекомендациями тех, кто в наших успехах не заинтересован, можем оказаться в схожем положении.
И экономистам, и писателям, и всем людям патриотической направленности надо сплотиться, чтобы не быть уничтоженными. Есть тенденция всё заболтать. При этом может случиться, что технологический уклад, как всегда неожиданно для нас, сменится, и мы можем оказаться у разбитого корыта.
Юрий БОЛДЫРЕВ, общественный деятель, публицист:
– Уже многие годы мы пытаемся объяснить, что нельзя строить суверенную эффективную экономику при такой организации высшей финансовой власти в стране. Добились, что там, наверху, осознали: далее скрывать от общества антинациональную сущность финансово-экономической политики невозможно. И тогда нужно отделить тех, кто якобы проводит антинациональную финансово-экономическую политику, от нас, от власти. Мы, власть, отдельно, – хорошая, а они, под МВФ, под ФРС, под кем угодно, – это отдельно нехороший Центральный банк. Почему перечить американцам по Сирии, Украине можно и – легко, а вот по финансовой системе Центробанка – никак?..
Одним из самых опасных синдромов настоящего времени кроме хамелеонства является необузданный вульгарный синдром шапкозакидательства. Прямо мы всех порвём… Народ у нас остроумный, в интернете обменивается картинками. Вот одна. Сидит мальчик, нога на ногу, развалясь. И подпись: «Да мы эту Америку порвём!» Вася Иванов, военный аналитик, 11 лет. Впечатление, что у нас общественное сознание формируют сейчас подобные «аналитики»… С умным видом.
Валентин ФАЛИН, чрезвычайный и полномочный посол, общественный деятель, публицист:
– Я думаю, американцы дойдут до предела в оказании давления на Россию и на тех, кто рядом с ней, кто так или иначе разделяет её представления о мироустройстве. Мечта о сведении России до Среднерусской возвышенности остаётся живой в западных мозгах. Если мы не сделаем правильных выводов, не научимся решения доводить до ума, дожать нашу страну экономически ничего не стоит. И нас могут ожидать ещё более сложные времена, чем те, которые мы пережили 20 или 30 лет назад.