Аллегория автора книги в том, что он как бы пытается лишить Владимир Ильича грима, который тот в жизни использовал не один раз, и не только в ночь октябрьских событий, повернувших колесо истории. При этом Лев Колодный, продолжая сравнение, замечает, что потом, после смерти пролетарского вождя, его подлинный образ пытались всячески подгримировывать, приукрашивать, фотошопить, как сказали бы сейчас, стирая кому-то (обычно это была власть) не угодные черты. С приходом перестройки грим включал всё меньше оттенков, становился всё более чёрным, едва ли не зловещим – «дедушка Ленин» стал превращаться чуть ли не в предводителя террористов или по меньшей мере в германского шпиона. Это также далеко от подлинного портрета Ленина – как человека, мыслителя, публициста, как организатора партии, государства, народных масс.
А всякое уклонение в крайности – это дорога к неправде, необъективности, лжи. В случаях же, когда речь идёт о персонах такого рода, такой величины и значимости, это дорога к искажению исторической правды и самой истории. А за этим следуют искажения в восприятии прошлого и в его оценках уже в сознании целых поколений. Так что грим – отнюдь не невинная штука. С конкретного человека его легко снять, а с описаний жизни выдающейся, но противоречивой личности, тех или иных событий – уже надо соскребать.
Лев Колодный пытается в своей книге приближаться к исторической правде, объективности. Хотя пафос его труда направлен скорее в сторону тех, кто выступал гримёрами на разных этапах истории страны, как и против пирамидостроителей, к числу которых он относит и создателей мавзолея вождям пролетариата.
То, что книга издана третий раз, говорит не только о её добротности и увлекательности, но и о том, что лениниану нелегко и особо нечем пополнить, хотя интересные работы имеются. Но, видимо, требуются новые, более обстоятельные, чтобы ответить на остающиеся вопросы о Ленине и ленинизме.