Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 декабря 2025 г.
  4. № 49 (7013) (10.12.2025)
Общество

Безмолвная война

Определяющие для миллионов события, связанные с СВО, остаются не осмысленными культурой. Почему? Размышляет писатель Глеб Бобров, автор провидческого романа «Эпоха мертворождённых»

11 декабря 2025
Кадр из фильма «Лучшие в аду», 2022 г.

Глеб Бобров, писатель, драматург, журналист, Луганск

Прошло более одиннадцати с половиной лет с начала «горячей» фазы вооружённого противостояния на Украине, и совсем скоро исполнится четыре года СВО. Но российская культура, кажется, не спешит к осмыслению этой драмы. Пытаюсь понять, в чём причина творческого паралича.

 

Война, длящаяся годы, всегда оставляет глубокий след в культуре. Она становится темой для романов, пьес, картин и кинофильмов. Однако текущие события, которые уже более одиннадцати лет определяют жизнь миллионов, до сих пор практически не нашли отражения в «большом» искусстве. Театральные постановки можно пересчитать по пальцам, а полнометражных игровых фильмов и того меньше. Почему культура, традиционно чутко реагирующая на вызовы времени, молчит? Ответ, на мой взгляд, кроется в сложном переплетении исторических, социальных и политических причин.

 

Время для осмысления

Первая и самая фундаментальная причина – временной лаг. Серьёзное искусство не создаётся «по горячим следам». Вспомним Великую Отечественную войну: её главные кинокартины – «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство» – появились спустя 10–15 лет после Победы. Требуется время, чтобы утихли первоначальные боль и ярость, чтобы художник смог перейти от лозунга и репортажа к глубокому анализу человеческой души. Пока трагедия разворачивается на наших глазах, а сводки новостей приходят ежечасно, абстрагироваться и создать произведение на века очень сложно.

 

Расколотый нарратив

В отличие от Великой Отечественной, где существовал единый для всего советского общества нарратив борьбы с захватчиком, сегодня мы имеем дело с расколом в восприятии происходящего. Для одних – это «СВО», для других – «война», для третьих – «продолжение конфликта, начавшегося в 2014‑м». Немало и открыто поддерживающих Украину, чего уж тут скрывать, которых только в последние годы, да и то очень выборочно начали признавать иноагентами. Создать художественное произведение, которое удовлетворило бы все эти группы, невозможно. Любая попытка будет немедленно воспринята в штыки одной из сторон. В советское время государство формировало чёткий «социальный заказ» на героику. Сегодня такого канона нет, а значит, нет и ясного понимания, как именно нужно говорить на эту тему.

 

Травма и табу

Тема слишком свежа и болезненна. Она является открытой раной для миллионов. Любая попытка искренне показать страх, боль, абсурд или моральные терзания на фронте и в тылу рискует быть объявлена «предательством», «очернительством» или, наоборот, «спекуляцией на страданиях». Художник, желающий говорить правду, оказывается на минном поле между требованием искусства к честности и давлением со стороны общества и властей. В таких условиях проще вообще избегать темы, чем искать тонкую и опасную грань.

 

Политика и цензура

Нельзя сбрасывать со счетов и практические риски. Тема находится в эпицентре политической повестки. Любая трактовка, любой образ, любая реплика в фильме или спектакле будут подвергнуты пристальному разбору и жёсткой критике. Это делает производство крайне рискованным с коммерческой и репутационной точек зрения. Театры и киностудии, опасаясь проблем, предпочитают самоцензуру, обращаясь к более безопасным историческим или развлекательным сюжетам.

 

Эпоха Телеграма

Наконец, изменилось само медийное потребление. Культура сегодня существует в условиях гигантской конкуренции с оперативными форматами: телеграм-каналами, блогами, короткими видео в соцсетях. Публика живёт в режиме «горячего» потока сводок и заявлений. Театр и кино – искусства «медленных медиа», требующие долгой подготовки и вдумчивого восприятия. Пока пишется сценарий и собирается съёмочная группа, информационная повестка успевает смениться десятки раз, и высказывание режиссёра может оказаться неактуальным ещё до своего появления.

 

Осмысление эпохи

Молчание искусства – не заговор и не проявление трусости. Это симптом крайней степени сложности и травматичности происходящего. Большое, настоящее искусство, способное осмыслить эту эпоху, обязательно появится. Но случится это, скорее всего, тогда, когда время отслоит сиюминутную политику от вечных вопросов о жизни и смерти, долге и совести, человеке на войне. А пока этот вакуум заполняют либо откровенная пропаганда, либо частные, камерные истории, либо оглушительный гул новостного потока.


«Писать о войне трудно, писать о ней, как только о парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражавшегося на этой войне».
Константин Симонов   
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • От всей души

    10.12.2025
  • Прости, Эд!

    10.12.2025
  • Травля учителей стала нормой

    03.12.2025
  • Как подкорректировали Пушкина

    01.12.2025
  • Анатолий Луначарский: человек и наркомпрос

    28.11.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Интервью Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Эпоха и лица Поэзия Чечни Большая книга Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой Архив Штрихкод
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS