Наша газета, характеризуя ситуацию на Украине, уже использовала определение – украинский перепляс. События минувшей недели вновь показывают: карнавальный перепляс сменяется боевым гопаком в исполнении радикальных националистов.
Оранжевый реванш
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ:
– Когда президент Путин сказал, что «евромайдан» – это фальстарт, что всё это действо приберегалось к президентским выборам 2015 года, многие не совсем поняли, о чём речь.
За ту версию, которую я сейчас попытаюсь построить, меня могут укорить как приверженца конспирологических теорий. В наш век постмодернизма не только в искусстве, но и в политике любое стремление объяснить события не цепью случайностей, а заранее разработанным планом, сразу называют страшным словом «конспирология».
Вся история с подписанием Соглашения об ассоциации с Евросоюзом затевалась не только для того, чтобы оторвать Украину от России. Слишком многим в Евросоюзе, а особенно в Польше, хотелось взять реванш за оглушительный провал «оранжевой» власти Ющенко и Тимошенко. Неслучайно вместе с Коксом на Украине месяцами сидел экс-президент Польши Квасьневский, который как раз и навязал в 2004 году Кучме третий тур выборов, приведший к власти «оранжевых».
План теперь был неординарным. Президенту Украины Януковичу предлагается подписать, казалось бы, ничего не значащее декларативное соглашение об ассоциации, которое есть у многих стран, даже таких, как, например, Египет или Чили. Януковича привлекают тем, что столь простым способом он соберёт вокруг себя не только традиционных сторонников на востоке и юге, но и часть жителей западных областей. И наконец станет «президентом всей Украины».
Но к девятисотстраничному общему документу прилагались два «троянских коня». Во-первых, в договоре о зоне свободной торговли с ЕС сознательно были заложены условия, которые не только ссорили Украину с Россией, но и создавали предпосылки для коллапса украинской экономики. Во-вторых, как бы невзначай, условием стало перемещение Тимошенко на лечение в Германию.
Видимо, планировалось, что после подписания соглашения и отправки Тимошенко в Европу события будут развиваться так: президентские выборы приближаются, экономика Украины рушится, обиженная Россия не помогает, Тимошенко из безопасного отдаления призывает народ выйти на майдан требовать отставки президента и правительства (что уже случилось), которые не справились с евроинтеграцией и поссорились с Россией. Тимошенко на белом коне возвращается из Европы, Янукович занимает вакансию в местах заключения.
Эту элегантную комбинацию Януковичу удалось разрушить в последний момент. Организаторы в панике затевают майдан с непредсказуемым исходом. Предсказуемо одно – впереди новые комбинации против Украины и России.
Националисты навыворот
Олег НЕМЕНСКИЙ, историк, политолог:
– Происходящее – выражение глубокого кризиса украинской государственности, всего национального проекта. После 1991 года Украина рассматривалась как самая перспективная из бывших республик СССР. Всё было для успеха. Не то что у соседнего «всесоюзного сборочного цеха» Белоруссии, давно, кстати, удвоившей экономику в сравнении с позднесоветской.
Сегодня мы видим раздираемую внутренними противоречиями Украину, которая по уровню жизни вместе с Молдавией в числе самых бедных стран Европы. ВВП на душу населения меньше, чем в Албании.
В истории многое зависит от конкретных людей, субъективного настроя элит. И представляется, что одну из важнейших причин провала постсоветской Украины надо видеть в глубоких особенностях её национальной идеологии, комплекса идей, которые лежат в основании её государственности и дают мотивации к политическим действиям, направляют общественную жизнь.
Украина – страна, настроенная негативистски. «Сознательные украинцы» не строят государственность, а участвуют в международной политике. Бессмысленен вопрос, почему предупреждения о мерах по защите своего рынка со стороны России воспринимаются как «грубое давление», а открытые заявления, как много всего Украина «должна сделать», звучащие с Запада, таковыми не считаются. И потом, как можно ратовать за подписание соглашения, ограничивающего государственный суверенитет Украины, и при этом митинговать под лозунгами «свободной, независимой Украины»? Понятно же, независимой она должна быть от России – в этом смысл идеи.
Говорят, на майдане много украинских националистов. Я, признаться, подлинных националистов там не вижу. Националисты всегда заняты тем, что борются за национальное единство и суверенитет. А что делают так называемые украинские националисты? Они борются за объединение разрозненного общества? Нет, наоборот, всячески противопоставляют регионы. Они отстаивают национальный суверенитет? Нет, ведь Соглашение об ассоциации с ЕС сильно ограничивает правосубъектность Украины в пользу Брюсселя.
На самом деле майдан борется за «транзит с Востока на Запад», как это называют в соседней Польше. То есть за растворение в соседней цивилизации. И неудивительно, что цели борьбы прямо противоположны тем, которые характерны для националистов в Европе. Майданщики вообще не видят себя в роли «евроскептиков». Украинство, как идеология, основано не на любви к своему, а на задаче вот этого «транзита» – подальше оттолкнуться от России и всего русского и придвинуться к Западу. Но на этом вряд ли можно создать цельное стабильное общество, это, скорее, цель для организации, напоминающей средневековые ордены.
Современная Украина сделана от начала и до конца коммунистами, и украинизация удавалась именно им. Новой независимой Украине скоро четверть века, а украинский язык так и не стал основой для консолидации, даже не очень-то расширил географию, а значит, украинская власть провалилась в самой основе.
Зато она была успешна во внушении украинцам мечты о соединении с Европой. Крайне спорное торгово-экономическое соглашение, какое Евросоюз обычно подписывает со странами, не имеющими никакой перспективы соединения с ЕС (Северная Африка и др.), в этих мечтах представляется как вступление туда, вслед за которым придут «европейские стандарты жизни».
Любая власть, которая станет эксплуатировать эти мечтания, будет поначалу иметь успех на Украине, но она обречена на полное разочарование. Тем сильнее чувства обиды на Россию, которая «во всём виновата». Почему виновата? По определению. Она же Россия! Такова идеология украинских евроинтеграторов.
Опрос подготовил Владимир СУХОМЛИНОВ