К достоинствам книги можно отнести сугубо экономический, ситуационный и довольно подробный анализ этапов российских «реформ». И хотя выводы, сделанные автором, совершенно необязательно воспринимать как истину в последней инстанции, описание событий (в основном после 1990 года) вполне пригодно в качестве информации для самостоятельных размышлений.
«Содружество предстаёт перед нами как несостоявшаяся модель организации постсоветского пространства, как увядающее дерево, которое может окончательно засохнуть, если за ним не ухаживать… Определённую долю ответственности за это, видимо, должны взять на себя и политические элиты государств – участников Содружества, по крайней мере те из них, кто формально относился к своей деятельности в рамках СНГ, кто не стремился добросовестно выполнять достигнутые договорённости и не содействовал развитию интеграционных процессов ни в экономической, ни в других сферах...». Процитированные строки – не демонстрация пессимистических настроений авторов книги – председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Вадима Густова и доктора исторических наук Владимира Манько, но лишь квалифицированный диагноз болезни распада, охватившей территорию и политико-административную систему бывшего Союза. Есть ли средства для излечения? Возможно ли начавшиеся в годы «реформ» центробежные тенденции обратить в центростремительные? Что для этого требуется и кто может взять на себя миссию собирания земель в единое жизнеспособное, экономически и политически эффективное содружество? На эти важнейшие вопросы и пытаются ответить в своей книге авторы.
Понятно, что никакого возврата к временам СССР не предвидится. Очевидно и то, что мировые гегемоны (и прежде всего США) станут всячески препятствовать (вернее, уже давно препятствуют) интеграции бывших союзных республик. Однако все, кто мало-мальски разбирается в реалиях современного мироустройства, чётко осознают: молодые республики, до сих пор окончательно не порвавшие с СНГ, особо не нужны ни в Евросоюзе, ни в иных сообществах «цивилизованных государств», во всяком случае – в качестве полноценных партнёров.
Размещение натовских баз, вовлечение в сферу американского военного присутствия грузин, украинцев, киргизов и других народов «Союза нерушимого» отнюдь не гарантируют им устойчивого экономического развития и благоденствия. С другой стороны, в мире, переживающем период глобализации, создания повсеместных альянсов, экономическая и отчасти политическая интеграция жизненно необходима странам Содружества. Объединив свои экономики, государства, входящие в СНГ, скорее сумеют преодолеть (или как минимум сократить) критическое отставание от ведущих держав мира, перейти на инновационный путь развития, обеспечить стабильный экономический рост. Ведь всё необходимое для этого – людские, природные и прочие ресурсы – у нас есть... Дело за «малым» – нужно лишь пробудить-подстегнуть разумную политическую волю наших элит.