Поэтических премий в России пруд пруди. Только вот есть небольшая проблема: кроме строчки в Википедии, нескольких упоминаний в СМИ да денежной суммы разной степени солидности они мало что дают получателям. Если лауреатом становится кто-то молодой, есть минимальный шанс на кратковременный хайп, в случае же когда награда вручается маститому литератору, его вес остаётся на прежнем уровне. Магического эффекта, затрагивающего даже широкие и плотные обывательские слои, не возникает. Ничего сравнимого с Нобелевкой по литературе наше культурное пространство произвести не может. Самое интересное, что дело даже не в отсутствии финансирования. Не хватает чего-то другого, намного более важного. Авторитетности, доверия, ауры легендарности… Пытался чего-то подобного добиться «Дебют» – но не выдержал проверки временем (а ведь именно с годами и возникают легенды). Таким образом, и ломовой пиар не поможет обрести подлинную влиятельность.
Мысль о том, что пора менять какую-то из традиционных основ премиального процесса, витает в воздухе. Виталий Пуханов (продюсер того самого «Дебюта») – и здесь на передовой. Его премия «Поэзия» – попытка найти не лучшего автора, но лучшее произведение года. Мысль любопытная, позволяющая вызвать кратковременное бурление в литературной тусовке. Но станет ли стихотворение-победитель общеизвестным текстом, приблизится ли хоть насколько-то по популярности к знакомым любому пассажиру маршрутки строчкам Шнура? Ответ очевиден. Крепкая, продуманная премия останется всего лишь предметом для обсуждения «теми, кто в теме». А люто, бешено пронзительные стихотворения Дмитрия Веденяпина «Тебя не будет, тебя не будет, тебя не будет…» и Екатерины Симоновой «Я была рада, когда бабушка умерла» вряд ли станут даже средней руки мемами. В общем, подход «не автор, но текст» сам по себе не сработает. Возможно, стоит искать новые варианты презентации этого самого текста – да хоть в виде брандмауэрного граффити или СМС-рассылки на случайные номера (что обладало бы неприлично большим вирусным потенциалом, учитывая содержание произведений).
Десятые годы заканчиваются, подросло новое поколение поэтов. Возможно, именно нам предстоит создать премию, которая со временем станет главной в стране. Создавая большой проект с нуля, можно выработать базовые подходы, которых нужно будет придерживаться в дальнейшем. Итак, как же я их вижу. Премия должна вручаться реже, чем раз в год (раз в два года, а в идеале – раз в пять лет, когда уже можно делать некоторые выводы о развитии поэзии за этот период). Номинаций нужно много: не только за личные заслуги и лучшие тексты, но и за деятельность в смежных областях (аудио- и видеопоэзия, дизайн поэтического контента и т.д.). Победителей в каждой номинации должно быть несколько, например три (это позволит добиться большего разнообразия). Финансирование нужно искать одновременно по трём направлениям: грантовая поддержка, меценатство и краудфандинг (обязательны именно все три источника, так можно обеспечить настоящую причастность общества к премии). Консенсусные фигуры в жюри – признанные профессионалы в разных областях культуры. На сегодня именно так я вижу основные принципы, которые позволят создать поэтическую премию номер один.
Иван Купреянов, поэт