22 мая в рамках абонемента Московской филармонии в Большом зале Консерватории симфонический оркестр и хор Государственного академического Большого театра России под руководством Александра ВЕДЕРНИКОВА представляют «забытые» сочинения С.С. Прокофьева и Третий концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Солист – Николай ЛУГАНСКИЙ (фортепиано).
«Датские» сочинения советских композиторов (приуроченные к определённым историческим датам и свершениям) сегодня за редким исключением не пользуются особенной популярностью ни у исполнителей, ни у публики. Однако многие исследователи отмечают, что такого рода произведения Прокофьева или Шостаковича нередко представляют большой интерес с музыкальной точки зрения, не говоря уже о том, что сами по себе являются любопытными историческими фактами. Именно поэтому оркестр и хор Большого театра под руководством хормейстера Валерия Борисова и музыкального руководителя и главного дирижёра Александра Ведерникова сделали акцент в своей программе на праздничных сочинениях Прокофьева.
По воспоминаниям современника, выслушав предложение сочинить произведение, посвящённое строительству Волгодона, Прокофьев удивился: «Какая идиотская идея!» Однако, поразмыслив, Прокофьев добавил: «Что ж – может быть, в конце концов, это не такая плохая идея». Итогом его размышлений стала увертюра «Встреча Волги с Доном».
Кантату «Здравица» Прокофьев написал на 60-летие И.В. Сталина, её исполнение стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Первое исполнение «Оды на окончание войны» состоялось в Московской филармонии в октябре 1945 года. «Ода, которую я закончил, прославляет наступление мира, – сообщил композитор в одном из интервью. – Она написана для симфонического оркестра довольно необычного состава – в нём нет скрипок, альтов и виолончелей, зато участвуют восемь арф, четыре рояля, три тубы, три саксофона и т.д. Вся ода – в которой я стремился отразить радость мирного труда и пафос восстановления – написана в мажоре».
По сложившейся традиции в концертах абонемента Большого театра в качестве солиста принимает участие выдающийся музыкант мирового уровня – в данном случае пианист Николай Луганский, один из лучших интерпретаторов музыки С.В. Рахманинова в современной России. Н. Луганский – лауреат Всесоюзного конкурса им. С.В. Рахманинова в Москве, обладатель приза немецкой критики за запись концертов Рахманинова (2003), исполнитель, который пользуется правом выступать в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова в Ивановке (в частности, сольный концерт артиста прошёл в 2003 году в рамках празднования 130-летия композитора). По признанию самого пианиста, Рахманинов принадлежит к числу его любимых композиторов. «Его исполнение Третьего концерта Рахманинова поистине незабываемо». Газета «Уэст Франс» назвала Луганского «самым русским из пианистов» («Культура»).