«Если вы живёте в городе, возле которого есть военная база, то в мире есть ракета, которая направлена на вас прямо сейчас. Если вы живёте в городе, где есть завод, университет, крупный аэропорт, то в мире есть водородная бомба, которая направлена на вас прямо сейчас».
Это сказал Брайан Тун – один из тех, кто в 1980-е выдвинул гипотезу ядерной зимы. Напомню: «гипотеза» означает не отсутствие доказательств, а отсутствие стопроцентной уверенности. На 2022 г. модель всё ещё не опровергнута. Даже «ограниченная» ядерная война между Индией и Пакистаном, с применением 100 единиц ЯО мощностью в 20 кт (Хиросима), скорее всего, вызовет продовольственный кризис по всей планете – и миллиарды окажутся под угрозой голода.
Но всего на Земле более 14 000 единиц ЯО, а их мощность – не 20, а от 150 до 550 кт. Россия и США на двоих владеют 95% всего ядерного арсенала планеты. Обмен ударами этих двух стран, помимо сотен миллионов жертв от взрывов, будет грозить гибелью (в первую очередь от голода, но и от коллапса экономических систем) всем 7+ миллиардам. Такая война отправит человечество на грань вымирания.
«Эксперты», которые рассуждают об «ограниченном применении», сильно ошибаются. Они плохо представляют, как устроена система контроля над ЯО. И в России, и в США есть частично автоматизированная система типа Doomsday device (она же «Периметр» / «Мёртвая рука»). Если она зарегистрирует ядерную атаку, то автоматически приведёт в действие протокол ответного удара возмездия.
Предполагается, что это гарантия предотвращения войны. Противник осознаёт, что даже если он нанесёт успешный удар по врагу, то ответ точно последует и будет тотальным. Остаётся бить первым и уничтожить весь ядерный арсенал противника. Возможно это? С учётом ЯО, размещённого на подлодках, вероятно, нет. Но даже в случае успеха такой атаки мир всё равно накроет ядерная зима – и потери «победителя» скоро сравняются с потерями «побеждённого».
Это логика «сдерживания». Её разработали в «теории игр», но жизнь устроена сложнее. Люди – не рациональные агенты. Чтобы исключить человеческий фактор, были созданы автоматические системы, которые в ближайшем будущем, возможно, станут управляться с помощью ИИ. Но ИИ тоже не идеальный рациональный агент.
Один сбой, одна ошибка, один сумасшедший у ядерной кнопки или рядом с прибором («решение о ядерной атаке может принять только главнокомандующий» – юридическая фикция, но по факту просто миф) – и два ИИ, может даже без нашего участия, истребят весь земной шар.
Где ещё возможно «ограниченное применение»? На территории стран, ЯО не обладающих. Следовательно, для них единственная «гарантия» – либо самим получить ЯО, либо вступить в военный союз, который включит их в свою ядерную систему. Что возвращает нас на шаг выше.
Вся эта арифметика – античеловеческая. Любое уравнение приводит к одному и тому же ответу.
Где выход? Ядерное разоружение? Но даже если удастся достичь nuclear zero, то снова станут возможны тотальные войны между сверхдержавами. Неядерная третья мировая не начнёт ядерную зиму, но количество потерь будет сравнимо с результатами Второй мировой. Наверное, это не наш вариант «мирного неба»?
Мы не в «военно-стратегической», а в психологической ловушке.
Если задуматься, то вообще-то для сдерживания не нужно 2000 ракет. Хватит двух. Цена в 50% вероятности разрушения столицы должна быть достаточной для политических лидеров, чтобы не рассматривать всерьёз никакой военный сценарий. Наша проблема не в ЯО. Она в том, что мы до сих пор считаем, что война в принципе может быть оправданна.
До тех пор пока эта ущербная парадигма не сгинет из голов как политиков, так и простых граждан, пока мы не запомним, что война как таковая – это не «продолжение политики», а априорно чудовищнейшая катастрофа, худшее преступление из возможных, – призрак ядерной зимы никуда не уйдёт. И до тех пор, живёте вы в Висконсине или в Петрозаводске, где-то будет бомба, направленная прямо на вас.