Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 мая 2020 г.
Культура Телеведение Рецензия

Бомбы под Пушкина

На канале «Культура» показали три фильма Виталия Максимова

13 мая 2020

О документальной ленте «Солдат из Ивановки», посвящённой подвигу артиллериста, в одиночку на три часа задержавшего вражескую колонну, входившую в Ростов, а также о «Войне без грима» про народного артиста России Николая Лебедева мы писали ранее. А накануне Дня Победы состоялась премьера ещё одной ленты режиссёра – «Бомба для Пушкина». Тема для «ЛГ», так сказать, профильная – фильм тем более заслуживает внимания.

Желание приехать в Михайловское у тех, кто не бывал в родовом имении Ганнибалов, после просмотра этой ленты, безусловно, усилится. Отлично сняты благословенные Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Здесь похоронен поэт, здесь усадьба, «где я провёл изгнанником два года незаметных». Три года Михайловское было оккупировано немцами, они поначалу с презрением грабили то, что музейщики не успели эвакуировать или спрятать, а потом решили использовать Пушкина в антибольшевистской пропаганде. Музей при немцах какое-то время даже работал, но, когда советские войска пошли в контрнаступление, нацисты стали не только уничтожать всё, что дорого русскому сердцу, но и готовить страшную диверсию.

Фильм – о том, как сапёры разминировали национальные святыни, извлекая тысячи мин (в том числе замедленного действия) в районе монастыря и огромные авиабомбы из-под могилы поэта, спасали не только пушкинские реликвии, но и многих мирных жителей, которые должны были погибнуть, если бы замысел нацистов осуществился. Люди не погибли и святыни были сохранены, потому что наши сапёры мастерски извлекли всю взрыв­чатку и все бомбы. Но после разминирования бойцы попытались разобрать новейшую немецкую противотанковую мину с неизвлекаемым, как оказалось, взрывателем, раздался взрыв, и девять сапёров погибло.

Однако фильм не только о самоотверженности наших солдат и бомбе, их погубившей. Начинается он с лермонтовского стихотворения «На смерть поэта» в исполнении Михаила Козакова, и встык звучит холодный текст донесения прусского посла об убийстве Пушкина и о неожиданной реакции русского общества – пруссак тоже «не мог понять в сей миг кровавый», что значил Пушкин для России.

Убить его память, убить дух поэта пытались не раз.

В фильме мелькают кадры немецкой предвоенной экранизации пушкинского «Станционного смотрителя» («Postmeister»). Я посмотрел этот фильм. Сделан он довольно добротно: замечательные русские песни, красавцы-гусары, цыганский хор, прелестная Дунья (именно так звучит имя героини в немецком фильме), смотритель Вырин, которого играет тоже хороший актёр. Но как при переводе на язык немецкого кино гениальная «повесть Белкина» извращена и опошлена! У немцев Дуня не влюбилась в красавца Минского (здесь он пожилой развратник), а согласилась отдаться ему за переезд в Петербург. Там она становится куртизанкой, которая ходит по рукам и ресторанам, где её подруга танцует топлес (кажется, впервые это показано в кинематографе!). Потом наконец влюб­ляется в молодого офицера (судя по всему, как раз в Белкина) и решает порвать ради него со своим развратным прошлым. Когда отец приезжает в Петербург и начинает понимать, какую жизнь вела его дочь, она устраивает фиктивную свадьбу с Минским, на которую случайно попадает её возлюбленный, происходит скандал, после чего она стреляется. Finita la comedia! Этот бульварный кинороман был удостоен главного приза Венецианского фестиваля, тогда это был не «Золотой лев», а Кубок Муссолини.

Какому же тотальному опошлению, по сути уничтожению подверглась бы вся наша культура, если бы сбылась мечта нацистов и некоторых отечественных любителей баварского пива. В том числе и за то, чтобы этого не было, отдали жизнь миллионы солдат.

 

Тэги: Телевидение Кино Война
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • От Лиссабона до Тегерана

    18.09.2024
  • Режиссура мира сего

    16.09.2024
  • Переворот в империи лжи

    04.09.2024
  • Владимир Бушин: «1941 год – фундамент Победы»

    173 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS