О документальной ленте «Солдат из Ивановки», посвящённой подвигу артиллериста, в одиночку на три часа задержавшего вражескую колонну, входившую в Ростов, а также о «Войне без грима» про народного артиста России Николая Лебедева мы писали ранее. А накануне Дня Победы состоялась премьера ещё одной ленты режиссёра – «Бомба для Пушкина». Тема для «ЛГ», так сказать, профильная – фильм тем более заслуживает внимания.
Желание приехать в Михайловское у тех, кто не бывал в родовом имении Ганнибалов, после просмотра этой ленты, безусловно, усилится. Отлично сняты благословенные Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Здесь похоронен поэт, здесь усадьба, «где я провёл изгнанником два года незаметных». Три года Михайловское было оккупировано немцами, они поначалу с презрением грабили то, что музейщики не успели эвакуировать или спрятать, а потом решили использовать Пушкина в антибольшевистской пропаганде. Музей при немцах какое-то время даже работал, но, когда советские войска пошли в контрнаступление, нацисты стали не только уничтожать всё, что дорого русскому сердцу, но и готовить страшную диверсию.
Фильм – о том, как сапёры разминировали национальные святыни, извлекая тысячи мин (в том числе замедленного действия) в районе монастыря и огромные авиабомбы из-под могилы поэта, спасали не только пушкинские реликвии, но и многих мирных жителей, которые должны были погибнуть, если бы замысел нацистов осуществился. Люди не погибли и святыни были сохранены, потому что наши сапёры мастерски извлекли всю взрывчатку и все бомбы. Но после разминирования бойцы попытались разобрать новейшую немецкую противотанковую мину с неизвлекаемым, как оказалось, взрывателем, раздался взрыв, и девять сапёров погибло.
Однако фильм не только о самоотверженности наших солдат и бомбе, их погубившей. Начинается он с лермонтовского стихотворения «На смерть поэта» в исполнении Михаила Козакова, и встык звучит холодный текст донесения прусского посла об убийстве Пушкина и о неожиданной реакции русского общества – пруссак тоже «не мог понять в сей миг кровавый», что значил Пушкин для России.
Убить его память, убить дух поэта пытались не раз.
В фильме мелькают кадры немецкой предвоенной экранизации пушкинского «Станционного смотрителя» («Postmeister»). Я посмотрел этот фильм. Сделан он довольно добротно: замечательные русские песни, красавцы-гусары, цыганский хор, прелестная Дунья (именно так звучит имя героини в немецком фильме), смотритель Вырин, которого играет тоже хороший актёр. Но как при переводе на язык немецкого кино гениальная «повесть Белкина» извращена и опошлена! У немцев Дуня не влюбилась в красавца Минского (здесь он пожилой развратник), а согласилась отдаться ему за переезд в Петербург. Там она становится куртизанкой, которая ходит по рукам и ресторанам, где её подруга танцует топлес (кажется, впервые это показано в кинематографе!). Потом наконец влюбляется в молодого офицера (судя по всему, как раз в Белкина) и решает порвать ради него со своим развратным прошлым. Когда отец приезжает в Петербург и начинает понимать, какую жизнь вела его дочь, она устраивает фиктивную свадьбу с Минским, на которую случайно попадает её возлюбленный, происходит скандал, после чего она стреляется. Finita la comedia! Этот бульварный кинороман был удостоен главного приза Венецианского фестиваля, тогда это был не «Золотой лев», а Кубок Муссолини.
Какому же тотальному опошлению, по сути уничтожению подверглась бы вся наша культура, если бы сбылась мечта нацистов и некоторых отечественных любителей баварского пива. В том числе и за то, чтобы этого не было, отдали жизнь миллионы солдат.