Кондрашов Александр
Название ироничное и никак не отвечает содержанию ленты, но она, в отличие от большинства премьер последних месяцев, подлинно интересна и, несмотря на множество убийств, не чернушная, а даже, можно сказать, светлая. Почему?
Во-первых, главный герой Хенк (Остин Батлер), случайно попавший в кровавые гангстерские разборки, – хороший парень. Хенк совсем недавно был подающим надежды бейсболистом, но после автоаварии, в которой он получил травму, а друг погиб, ему пришлось завязать с бейсболом. Обычный, симпатичный, добрый, для русского зрителя привлекательный ещё и тем, что похож внешне на нашего излучающего позитив Никиту Ефремова. Русские мотивы у режиссёра Даррена Аронофски, не раз бывавшего в России, с нашей страной и нашими артистами имеющего особые отношения, на этом не кончаются. Среди важных действующих лиц – двое из русской мафии: мерзкий (Никита Кукушкин*) и долговязый (Юрий Колокольцев), но поначалу их представляют как украинцев, и это, видимо, неспроста. Зачем? Откуда в Нью-Йорке 1998 года, когда происходит действие, украинские бандиты, в каком фильме это было? В американском кино того времени такого не припом¬ню, а у нас? А у нас как раз было, во втором «Брате»...
Говорят, что у Аронофски в «Пойман с поличным» чувствуется влияние Гая Ричи, но его герой Хенк по душевному складу гораздо ближе к балабановскому Даниле Багрову, чем к британским отморозкам. На багровских девушек похожа и подружка Хенка (Зои Кравиц). Она трогательно заботится о нём, а он регулярно созванивается с матерью, фанаткой бейсбола, живущей в Калифорнии, и трепетно бережёт соседского кота... Они все очень добрые люди. Да вот попали в злой мир Нижнего Ист-Сайда, где алкоголики, наркоманы, мафиози, отбивающие почки герою, и коррумпированная полиция: вместо того, чтобы спасать позвонившего им Хенка, следователь (Реджина Кинг) приезжает к нему с теми же садистами-бандитами, чтобы ещё его помучить.
А самыми страшными убийцами в этом фантасмагорическом триллере предстают бандиты-хасиды (Лив Шрайбер и Винсент Д’Онофрио). Тоже такого не припомню. Им вера не мешает устроить погром на Брайтон-Бич, где они расстреливают еврейскую свадьбу, но запрещает вести машину в Шаббат. Однако и их, и всех преступников в фильме Бог жестоко карает.
А что ещё делает этот фильм близким зрителям разных стран? Тем, что касается всех, герой из народа попадает в мировой замес. Как и любой маленький человек в любой стране, он может стать жертвой катастрофы. А что будет её причиной – случайность, недоразумение с мафией, авария, болезнь, война, ядерный апокалипсис из-за арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке или украинского кризиса в Европе, не так важно. Главное, что герой сопротивляется, не сдаётся и не превращается в животное.
Фильмы Аронофски не раз были номинированы на «Оскара» и даже побеждали (правда, не в самых главных номинациях). Не знаю, как сложатся отношения фильма с главной кинопремией мира (он слишком живой и мало отвечает нынешним «инклюзивным» оскаровским стандартам), однако из всех увиденных американских в этом году лента «Пойман с поличным», пожалуй, лучшая.
__________________
* Признан иноагентом.