Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 ноября 2024 г.
  4. № 46 (6960) (20.11.2024)
Культура

Братья по Розуму

21 ноября 2024

На сцене концертного зала «Зарядье» завершился длившийся весь 2024 год фестиваль, посвящённый полувековому юбилею творческой деятельности знаменитого пианиста Юрия Розума (на фото).

Фестиваль «50 лет на сцене» стартовал в феврале, в день 70 летия маэстро, – таким образом личный юбилей органично переплёлся с творческим: тогда на сцене Большого зала Московской консерватории было даже разыграно некое подобие музыкально-театрального действия, сюжетом к которому, сценарием послужила вся творческая жизнь Розума. О том, что она будет творческой, предвещало многое ещё до его рождения – ведь бабушка и дедушка маэстро познакомились благодаря мелодиям Фредерика Шопена (бабушка была пианисткой), а уж о его родителях-музыкантах знал в Советском Союзе буквально каждый: отец – знаменитый певец Александр Розум, исполнитель вдохновляющих на строительство нового общества коммунистических и патриотических песен; мать – хоровой дирижёр Галина Рождественская, много лет возглавлявшая Хор русской песни, вырастившая немало звёзд, в том числе очень яркую сверхзвезду – великую Людмилу Зыкину.

Юрий Розум, любя пение, выбрал для себя другой инструмент – не голос, а фортепиано – и истово служит ему уже полвека. Не всё на этом пути было гладко – встречал и непонимание, особенно со стороны властей, недовольных нескрываемым диссидентством сына прославленных советских музыкантов, временно уходил из профессии, увлекаясь то православием, то буддизмом, но неизменно возвращался – выиграл не один конкурс, интенсивно концертировал по всей стране, в самых отдалённых её уголках, в зрелом уже возрасте сделал заметную карьеру на Западе.

Сегодня народный артист России Юрий Розум – и активно концертирующий пианист, играющий в больших и малых залах сольные программы или участвующий в сборных концертах других музыкантов и по самым разным поводам, и чуткий педагог-наставник, пестующий своих учеников в родной Гнесинке, и патрон благотворительного фонда, ищущего юные таланты по всей стране, дающего им мастер-классы и, самое главное, стипендии, которые совсем не лишние в деле становления молодых музыкантов. Причём не только пианистов – Розум смотрит шире, не забывая о своём происхождении, а отсюда стипендии и певцам различных стилей, и исполнителям на народных инструментах. С концертами и мастер-классами, школами и стажировками Юрий Розум и его фонд куда только не забирались – и в самые глухие места России: маэстро искренне считает, что талант может возникнуть где угодно и поддержки достоин любой.

На концерте в «Зарядье» была широко представлена палитра профессиональных интересов юбиляра. Разве что народников не было – остались целиком в рамках строгого филармонического формата. Первые звуки вечера – конечно же, любимый Шопен, с музыки которого всё и началось в жизни Розума, причём задолго до его рождения. Маэстро сольно исполняет несколько миниатюр в зале с притушенным светом – возникает интимное настроение камерного вечера, разговора по душам. Но вот – яркий свет, оркестр Москвы «Русская филармония» (дамы – в элегантных и необычных для оркестрантов красных платьях) под управлением Сергея Тарарина на сцене, и концерт в одночасье напоминает о том, что мы не на посиделках у камина, а на настоящем торжестве. Но звучит всё тот же Шопен – знаменитый до-диез-минорный вальс, но в оркестровой версии: естественный мостик между интимным и парадным. Следующий номер – «Гранд-танго» Астора Пьяццоллы, которое вместе с оркестром играет виолончелист Борис Андрианов. Эта краска нужна сразу для многого – как воспоминание об увлечении юбиляром и народными истоками музыки, и модными направлениями в ней, а самое главное – для праздничного настроения, ведь Пьяццолла – это всегда ярко и нетривиально.

Финал первого отделения – третий фортепианный концерт ещё одного любимого юбиляром композитора, Людвига ван Бетховена. Рояль Розума звучит мягко, приглушённо, пастельно, мечтательно – его Бетховен немного похож на Шопена, в нём мало трескучей героики, но много человечности и одухотворённости.

Второе отделение посвящено пению – понятно почему: сын певца и хормейстера всегда отдаёт дань голосу. Впрочем, он и сам постоянно поёт – только за роялем. Но в этот раз на сцене – настоящие звёзды вокального искусства. Элегантный, молодцеватый Аскар Абдразаков преподаёт урок благородства фразировки в арии Гремина из «Евгения Онегина» и «поддаёт» драйва в «Гранаде» Лары. Удивительно звучит Венера Гимадиева – её красивое сопрано ещё утяжелилось, загустело, поплотнело, теперь это настоящая драматическая колоратура, что певица и демонстрирует с блеском в правильном для этого редкого типа голоса репертуаре, исполнив сцену и арию Виолетты из «Травиаты» и знаменитую каватину Нормы Casta Diva – самые безусловные примадонские номера.

Венец концертной программы – Фантазия для фортепиано, хора и оркестра любимого Бетховена: к участникам присоединяется прославленная Юрловская капелла, вместе с оркестром и маэстро Розумом они ярко и проникновенно передают радостный бетховенский пафос родом из знаменитой Девятой симфонии с её одой «К радости». Получается настоящая осанна не только юбиляру, но и Музыке, которая способная исцелять души и делать мир лучше. Далее – море цветов и улыбок, многочисленные поздравления, одно из них опять музыкальное: юрловцы громогласно возглашают Юрию Александровичу «Многая лета!», а их худрук Геннадий Дмитряк желает Розуму следующие полвека на сцене провести ещё ярче, с не менее воодушевляющими творческими результатами.

Александр Матусевич

Тэги: А музыка звучит
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «И тает лёд, и сердце тает…»

    23.04.2025
  • Икар и искусственный интеллект

    18.04.2025
  • Трогать не сметь! Он же памятник!

    19.03.2025
  • «Он поёт так, что камни плачут»

    19.02.2025
  • От Вагнера до Прокофьева

  • Архивы – очаги культуры

  • «Он поёт так, что камни плачут»

  • Трогать не сметь! Он же памятник!

  • Икар и искусственный интеллект

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS