На сцене концертного зала «Зарядье» завершился длившийся весь 2024 год фестиваль, посвящённый полувековому юбилею творческой деятельности знаменитого пианиста Юрия Розума (на фото).
Фестиваль «50 лет на сцене» стартовал в феврале, в день 70 летия маэстро, – таким образом личный юбилей органично переплёлся с творческим: тогда на сцене Большого зала Московской консерватории было даже разыграно некое подобие музыкально-театрального действия, сюжетом к которому, сценарием послужила вся творческая жизнь Розума. О том, что она будет творческой, предвещало многое ещё до его рождения – ведь бабушка и дедушка маэстро познакомились благодаря мелодиям Фредерика Шопена (бабушка была пианисткой), а уж о его родителях-музыкантах знал в Советском Союзе буквально каждый: отец – знаменитый певец Александр Розум, исполнитель вдохновляющих на строительство нового общества коммунистических и патриотических песен; мать – хоровой дирижёр Галина Рождественская, много лет возглавлявшая Хор русской песни, вырастившая немало звёзд, в том числе очень яркую сверхзвезду – великую Людмилу Зыкину.
Юрий Розум, любя пение, выбрал для себя другой инструмент – не голос, а фортепиано – и истово служит ему уже полвека. Не всё на этом пути было гладко – встречал и непонимание, особенно со стороны властей, недовольных нескрываемым диссидентством сына прославленных советских музыкантов, временно уходил из профессии, увлекаясь то православием, то буддизмом, но неизменно возвращался – выиграл не один конкурс, интенсивно концертировал по всей стране, в самых отдалённых её уголках, в зрелом уже возрасте сделал заметную карьеру на Западе.
Сегодня народный артист России Юрий Розум – и активно концертирующий пианист, играющий в больших и малых залах сольные программы или участвующий в сборных концертах других музыкантов и по самым разным поводам, и чуткий педагог-наставник, пестующий своих учеников в родной Гнесинке, и патрон благотворительного фонда, ищущего юные таланты по всей стране, дающего им мастер-классы и, самое главное, стипендии, которые совсем не лишние в деле становления молодых музыкантов. Причём не только пианистов – Розум смотрит шире, не забывая о своём происхождении, а отсюда стипендии и певцам различных стилей, и исполнителям на народных инструментах. С концертами и мастер-классами, школами и стажировками Юрий Розум и его фонд куда только не забирались – и в самые глухие места России: маэстро искренне считает, что талант может возникнуть где угодно и поддержки достоин любой.
На концерте в «Зарядье» была широко представлена палитра профессиональных интересов юбиляра. Разве что народников не было – остались целиком в рамках строгого филармонического формата. Первые звуки вечера – конечно же, любимый Шопен, с музыки которого всё и началось в жизни Розума, причём задолго до его рождения. Маэстро сольно исполняет несколько миниатюр в зале с притушенным светом – возникает интимное настроение камерного вечера, разговора по душам. Но вот – яркий свет, оркестр Москвы «Русская филармония» (дамы – в элегантных и необычных для оркестрантов красных платьях) под управлением Сергея Тарарина на сцене, и концерт в одночасье напоминает о том, что мы не на посиделках у камина, а на настоящем торжестве. Но звучит всё тот же Шопен – знаменитый до-диез-минорный вальс, но в оркестровой версии: естественный мостик между интимным и парадным. Следующий номер – «Гранд-танго» Астора Пьяццоллы, которое вместе с оркестром играет виолончелист Борис Андрианов. Эта краска нужна сразу для многого – как воспоминание об увлечении юбиляром и народными истоками музыки, и модными направлениями в ней, а самое главное – для праздничного настроения, ведь Пьяццолла – это всегда ярко и нетривиально.
Финал первого отделения – третий фортепианный концерт ещё одного любимого юбиляром композитора, Людвига ван Бетховена. Рояль Розума звучит мягко, приглушённо, пастельно, мечтательно – его Бетховен немного похож на Шопена, в нём мало трескучей героики, но много человечности и одухотворённости.
Второе отделение посвящено пению – понятно почему: сын певца и хормейстера всегда отдаёт дань голосу. Впрочем, он и сам постоянно поёт – только за роялем. Но в этот раз на сцене – настоящие звёзды вокального искусства. Элегантный, молодцеватый Аскар Абдразаков преподаёт урок благородства фразировки в арии Гремина из «Евгения Онегина» и «поддаёт» драйва в «Гранаде» Лары. Удивительно звучит Венера Гимадиева – её красивое сопрано ещё утяжелилось, загустело, поплотнело, теперь это настоящая драматическая колоратура, что певица и демонстрирует с блеском в правильном для этого редкого типа голоса репертуаре, исполнив сцену и арию Виолетты из «Травиаты» и знаменитую каватину Нормы Casta Diva – самые безусловные примадонские номера.
Венец концертной программы – Фантазия для фортепиано, хора и оркестра любимого Бетховена: к участникам присоединяется прославленная Юрловская капелла, вместе с оркестром и маэстро Розумом они ярко и проникновенно передают радостный бетховенский пафос родом из знаменитой Девятой симфонии с её одой «К радости». Получается настоящая осанна не только юбиляру, но и Музыке, которая способная исцелять души и делать мир лучше. Далее – море цветов и улыбок, многочисленные поздравления, одно из них опять музыкальное: юрловцы громогласно возглашают Юрию Александровичу «Многая лета!», а их худрук Геннадий Дмитряк желает Розуму следующие полвека на сцене провести ещё ярче, с не менее воодушевляющими творческими результатами.
Александр Матусевич