У одного из известнейших наших литературных журналов – смена руководства. Главным редактором «Москвы» стал Сергей СЕРГЕЕВ, ранее возглавлявший в нём отдел публицистики. О планах и изменениях – разговор с Сергеем Михайловичем.
– «Толстые» литературные журналы в России, как правило, журналы «направленческие». В чём суть направления журнала «Москва»? С какими именами она связана в прозе, поэзии, критике, публицистике?
– Ключевые ценности и позиции, определяющие лицо «Москвы», начали формироваться ещё при В.Н. Крупине (а отчасти даже при М.Н. Алексееве), но окончательно обрели качество целостной идеологии в годы редакторства Л.И. Бородина (ныне генерального директора журнала). Я определяю эти ценности и позиции следующим образом. 1) Православие как основа русской духовности.
2) Русская классическая культура как образ совершенства и путеводная нить для современной русской культуры. 3) Сильное, эффективное и социально ориентированное государство как необходимая политическая форма существования России. 4) Защита идеалов, интересов и прав державообразующего русского народа. Что же до имён, то перечислить даже только самые известные из них – значит набросать краткую историю русской культуры последнего пятидесятилетия. Впрочем, в качестве некоего ориентира всё же назову двоих не так давно ушедших от нас классиков: классика русской прозы Евгения Носова и классика русской политической мысли Александра Панарина. Это совсем не значит, что нам интересны только писатели, стилистически близкие Носову, и мыслители, развивающие идеи Панарина (я сам, кстати, далеко не во всём с ним согласен). Речь идёт о масштабе, уровне творческой индивидуальности, «планке», которую они задали.
– Приход нового главного всегда связан с изменениями. Затронут они направление, структуру, список ваших авторов?
– Революций не планирую, но творческое обновление наших традиций будет происходить и уже происходит. Если говорить об эстетике, то перед журналом стоит первостепенная задача поиска нового, более современного языка, на котором он мог бы доносить свои традиционные ценности не только до постоянных подписчиков и читателей, но и до русских людей новых поколений. Хотя я прекрасно понимаю, что поставить такую задачу гораздо проще, чем её решить. Что же касается идеологии, то сегодня естественным образом на первый план выходит русская национальная тема. У русских наконец-то должно быть сформировано сознание суверенного политического народа, т.е. нации. Поразительно, но в России до сих пор остаётся свободной ниша русского национального журнала, вот эту нишу и предполагает занять «Москва».
– Павел Басинский, в опубликованном у вас эссе «Прощай, молодость», в частности, писал о том, что есть «живое литературное электричество, без которого не загорается лампочка под названием «современная литература». Кажется, в «Москве» как раз и не хватало этого самого «электричества». Будете «подключаться»?
– В нашей публицистике и критике, по-моему, «электричества» в избытке. Достаточно дотронуться до текстов Константина Крылова, Евгения Морозова, Михаила Ремизова, Александра Самоварова, Валерия Соловья, Андрея Фурсова, Капитолины Кокшенёвой, чтобы это почувствовать. Не кажутся мне «обесточенными» и наши проза и поэзия (назову хотя бы впервые нами опубликованные романы «Колокола» и «Сударь кот» Сергея Дурылина). Другое дело, что «напряжение» можно поднять гораздо выше. Будем к этому стремиться.
– Трудно ли быть новоиспечённым главным редактором в эпоху кризиса?
– Проблем, конечно, хватает. Но я и не ожидал лёгкой жизни. Как говорится: «Глаза боятся, а руки делают».