В гостях у «Литературной газеты» Николай Иванович Чергинец, известный белорусский писатель и политический деятель, с 1995 года председатель Союза писателей Беларуси, лауреат многих престижных литературных премий, учёный, автор более пятидесяти книг. Человек, душой болеющий за единство наших литератур и народов.
– Вышел в свет второй номер «ЛГ» с приложением «Белые Аисты», посвящённый Республике Беларусь и культурной жизни страны. Как вы оцениваете инициативу «Литературной газеты» вернуться к белорусскому читателю?
– Во-первых, я вспоминаю те времена, когда за «Литературкой», так мы её тогда называли, у киосков «Союзпечати» выстраивались очереди чуть ли не с ночи. Хочу надеяться, что новый проект будет способствовать возвращению её былой популярности не только в России, но и у нас, в Беларуси. Во-вторых, это родная для меня газета, для которой и я писал, и обо мне писали. В 1982 году в «ЛГ» была напечатана знаковая для меня и моего творчества статья Василя Быкова «Наука побеждать». Можно считать, что с этого одобрения гения белорусской литературы и началось признание читателем моих произведений, их настоящая популярность. При этом надо знать Быкова, человека, который никогда не кривил душой и говорил прямо, поэтому его похвала, пусть и малая, дорогого стоила.
Безусловно, «Литературная газета» – это не чужой для нас очаг духовности и правды жизни. Надо отдать должное, вы сохранили и внутренний мир газеты, и её традиции, и её вектор. Думаю, будем работать вместе – и большего достигнем. С возращением домой, «Литературка». Главное, что мы не позволили провести границу ни на земле, ни в сердцах наших людей. Это дорогого стоит, это залог того, что у нас многое должно получиться. Какие бы кто ни ставил барьеры на нашем пути.
– Хотелось бы из уст руководителя писательской организации услышать краткую характеристику современной белорусской литературы. Назовите имена лучших её представителей.
– Бывая в России, часто приходится слышать о выживании и литературы, и самих писателей, особенно в регионах. В Беларуси в целом этот период практически миновал. Процесс, что называется, стабилизировался, но ещё очень далёк от идеала. Не скрою, нам помогает государство, но мы надеемся на большее, чтобы иметь возможность проводить конкурсы, в первую очередь среди молодых талантов, оказывать им помощь в издании их произведений.
В области поэзии среди наиболее значимых литераторов хочу назвать Михася Башлакова, Анатолия Аврутина. О последнем многие говорят как о выдающемся поэте современности. Его охотно печатают в России. Особо скажу о Викторе Правдине, который четыре года назад всё бросил, уехал к себе в деревню и пишет там хорошие романы. В прошлом году Георгий Марчук издал книгу «Мокрый снег», которая ляжет на душу не только белорусскому, но и российскому читателю. С большой теплотой произнесу имя Вячеслава Бондаренко. Он поднял, с моей подсказки, такой огромный тематический пласт, как последствия Первой мировой войны. В белорусских лесах и болотах лежат останки тысяч бывших солдат бывшей империи, многие лежат всеми забытые, без человеческого погребения, без нашей памяти. По его книге снимался популярный сериал «Ликвидация».
Мне импонирует также творчество Алеся Карлюкевича, последовательного и талантливого краеведа, бытописателя нашей многострадальной провинции. Он – среди пионеров краеведческой прозы. Наконец, не могу не назвать Николая Ильинского, человека уже в возрасте, но в последние годы прочно закрепившего за собой славу вдумчивого и знающего исторического писателя, книги которого читаются, что называется, взахлёб.
Приятно, что нам удалось поднять литературу детскую. Если раньше авторов книг для детей и юношества насчитывались единицы, то сегодня такое положение дел миновало.
Появилась целая команда новых писателей, со свежими идеями и смелыми подходами к темам. Мы составили с их помощью списки более чем двух тысяч знаменитых уроженцев Беларуси, известных во всём мире, и начали писать их истории. Например, о первом мультипликаторе Владиславе Старевиче. Сам Уолт Дисней восхищался им, говорил, что он обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий. Или взять судьбу Евгения Степановича Бурачка, выходца из Могилёвской губернии, фактически первого коменданта военного поста Владивосток. Вот такая у нас сейчас развернулась деятельность.
Активно работает Валерий Чудов, цельный и большой писатель. Его произведения дышат нашей общей историей. Чего стоит описание взятия крепости Измаил с участием солдат Полоцкого полка, которых на штурм после гибели командира повёл полковой священник! И неприступная крепость пала. Пишем для детей в надежде на то, что они и взрослым расскажут или дадут почитать.
– Николай Иванович, за вашими плечами трудная, богатая событиями и неожиданными поворотами жизнь. Мой учитель Евгений Михайлович Винокуров часто повторял: «У каждого писателя – своя война». У вас такой стали боевые действия в Афганистане. Как это повлияло на ваше творчество и судьбу?
– По моей жизни прошла и другая, более страшная и кровавая война – Великая Отечественная. Ребёнком я пережил с братьями и сёстрами тяжёлые годы оккупации в Минске, до сих пор перед глазами стоит картина, когда мама ниткой делила буханку хлеба на восемь ртов. Такое вот было детство.
В Афганистан меня направляли трижды. И трижды документы возвращались, я уже начал думать о каком-то компромате. Но всё оказалось просто: в МВД звонило партийное руководство и просило пока оставить меня на месте. Всё-таки «тянул» оперативную работу – вот и придерживали. Однако в 1984-м всё же вызвали на собеседование в ЦК и направили «для улучшения безопасности Кабула».
– То есть вас направили советником в Министерство внутренних дел ДРА, царандоя, как его называли?
– Да, я был старшим советником при командовании царандоя афганской столицы. Через полгода – советником командования зоны Кабул, позже зоны царандоя «Центр», куда вошли 14 территориальных образований вокруг города. Тяжело и сложно было, получил контузию, ранение, но и результаты стали появляться. Если в год моего прибытия Кабул обстреливали из тяжёлых вооружений 612 раз, то в 1986 году – уже двенадцать.
– Павел Грачёв рассказывал мне, что вас представляли к званию Героя Советского Союза...
– Было и такое. Представляли, но что-то не срослось. Я особенно не переживаю. Два ордена Красной Звезды и орден Боевого Красного Знамени – для любого воевавшего более чем достаточно. Под замену уходили через два года, а меня ещё на год оставили. Тяжело было тогда не самому оставаться, а сообщить про это семье. В то время советникам разрешили привезти семьи из Союза.
Конечно, Афганистан оставил в сердце многое. Первое и самое важное, что проявлялось сразу, – качества человека. И лучшее, и худшее сразу вылезало наружу.
– Если можно, расскажите о своей переписке с Василем Быковым. Ведь, когда вы были на войне, он вам много писал, поддерживал, это дорогого стоит.
– Быков в этом плане уникальный человек, он мне прислал в Кабул порядка ста писем. Тёплые, поддерживающие, ободряющие, одни короткие, другие длинные, на нескольких листах. Я уже говорил, Василь Владимирович был человеком прямым и давал ёмкие оценки окружающим, отдельным писателям. Порой не совсем лицеприятные оценки. Те письма, которые содержали наиболее резкие характеристики и суждения, я оставил у себя. Пусть хранятся до своего времени. Все остальные оригиналы отдал в музей истории литературы. Пусть о старшем поколении и о нашем пишет молодёжь уже после нас.
А так мы с Быковым дружили, как тогда говорили, семьями. Он меня подружил с Владимиром Осиповичем Богомоловым, тот жил в Москве, в Безбожном переулке, который до 1924 года назывался Протопоповским. Однажды поднимаемся с ним на его этаж, а из соседней квартиры выходит Сальвадор Альенде. Познакомились, по партийной традиции выпили, интересный оказался человек. Плотное было время, дружное. С семьёй Гагарина очень сблизился. Не было года, чтобы вся его родня не приезжала ко мне. Перезнакомил их с Шамяки- ным, Макаенком, Буравкиным, Матуковским, Быковым. Мату- ковский, он у нас «Известия» представлял и был неплохим драматургом, всё с Макаенком конкурировал. Макаенок напишет «Трибунал» – тот через какое-то время выдаёт «Амнистию»...
Был в нашей компании ещё Иван Григорьевич Новиков, писатель, журналист, руководитель корпункта газеты «Правда» в Беларуси. Он рассказывал, как во время войны фронтовая судьба забросила его на родину Шолохова, в станицу Вешенскую. И там он со своими солдатами подобрал много бумаг в доме во дворе писательской усадьбы, сохранил и передал в Москву. Этот архив был потом востребован и восстановил многие пробелы об авторстве Михаила Александровича в спорах с разными самозванцами...
Я могу рассказывать о Василе Владимировиче долго, рамок интервью для этого просто не хватит.
– Думаю, что очень многим будет интересен большой разговор о белорусском гении. А сейчас позвольте задать председателю Союза писателей Беларуси наш традиционный вопрос от случайного прохожего с улицы: «А нужна сегодня людям литература, не умерла ли она уже?»
– Не думаю, что мыслящий человек (не только сегодня, а вообще) мыслим без литературы. Не помню, кто из великих сказал: «Кто перестаёт читать, тот перестаёт мыслить». Мы – цивилизация. Книгу хоронить под электронными обломками ещё не время. Вспомним, как лет пятнадцать назад нас убеждали в грядущем отказе от бумажных носителей и переходе на электронные. Не получилось. Человек сам себя защитил и пришёл к разумному компромиссу. Сегодня эти две формы подачи текста вполне уживаются и дополняют друг друга. Но книга остаётся книгой, с её дополняющим диваном, креслом, ночным бра. Компьютер больше сегодня задействован в сфере потребления и передачи информации. Книга нужна как воздух, а вот научить читать – это не только задача писателя и учителя, но и одна из основных задач власти. Минск – единственный город в мире, где есть парк писателей, и я мечтаю установить там памятник читающему мальчику или девочке. Читающим детям. Будет у детей книга – у мира будет будущее.
– В завершение разговора хотелось бы услышать ваш прогноз о будущем, которое ждёт наши народы. Братский ли наш союз или только общежитие добрых соседей?
– Полагаю, время всех наших недопониманий, сомнений, недоверия пройдёт и мы в своих межгосударственных отношениях повзрослеем, вырастем из коротких штанишек взаимного эгоизма и станем решать сообща вопросы, имеющие важнейшее значение для наших народов. Общий труд просветлит, и родятся в душах людей оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
Валерий Казаков, собкор «ЛГ» в Республике Беларусь