Открыл конференцию доклад доктора филологических наук, профессора Московского городского педагогического университета Ирины Беляевой «Комедия как основа театра Тургенева». Многие исследователи считают, что именно Тургенев стал предтечей, родоначальником новой русской драмы, которая впоследствии закрепилась в драматургической традиции, в частности, в творчестве Чехова и Горького. Доклад доктора филологических наук, главного научного сотрудника ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург) Ростислава Данилевского назывался «Тургеневский «Сценарий» для И. Брамса. Наблюдения». Речь идёт о сценарии двухактной оперы (которая осталась неосуществлённой), написанном Тургеневым во второй половине 1860-х для молодого тогда композитора Иоганнеса Брамса. Этот текст был обнаружен сравнительно недавно, хранится он в частном собрании в Англии. По мнению Данилевского, та история несостоявшейся дуэли, что отражена в сценарии, говорит об отрицательном отношении Тургенева к этому дворянскому обычаю и может являться косвенным откликом на реальные трагические события – гибель Пушкина и Лермонтова, а также – на сюжет «Евгения Онегина».
В своём докладе Татьяна Трофимова, кандидат филологических наук, научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, проанализировала историю создания пьесы «Где тонко, там и рвётся», контекстно связанную с 1840-ми. В частности, докладчик обратил внимание на тот факт, что пьеса имеет прямое посвящение – «Наталье Алексеевне Тучковой». Отсюда возникает догадка: возможно, в образе главной героини Веры Либановой присутствуют черты характера и особенности личности Н.А. Тучковой-Огарёвой. Воспоминания самой Тучковой свидетельствуют о большом внимании писателя к ней в ту пору, до её благополучного замужества…
Библиотекарь ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Елена Саламатова зачитала доклад «К вопросу о роли монологов в «драматическом очерке» Тургенева «Неосторожность». «Реалист с элементами романтизма» (по словам Виссариона Белинского), глубоко постигающий человеческую психологию, Тургенев использует тонкую иронию в создании яркого сценичного произведения, определённого им как «драматический очерк». В раскрытии внутренней жизни и характеров персонажей «Неосторожности», мотивов их поступков и логики стремительного действия, приводящего к трагическому финалу, важная роль принадлежит монологам. Теме «маленького человека» в драматургии Тургенева был посвящён доклад Татьяны Дубининой, кандидата филологических наук, доцента Московского городского педагогического университета. Безусловно, после выдающихся разработок этой темы, благодатной в творческом аспекте, такими литераторами, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, каждый раз сложно найти новый подход, особенные нюансы, раскрыть «маленького человека» по-новому. Но Тургенев обращается к данному вопросу неоднократно, в разных форматах своего многогранного творчества…
Мария Степина, кандидат филологических наук, младший научный сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН предложила сравнительный анализ: «Драматические опыты Н.А. Некрасова 1850–1860 гг. в контексте его критических суждений о Тургеневе». Алла Полосина, кандидат филологических наук, научный сотрудник Государственного мемориального и природного заповедника музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», обратилась к вопросу восприятия драматургии Тургенева его современниками Белинским, Достоевским, Толстым, с каждым из которых Иван Сергеевич находился в сложных взаимоотношениях. А работа аспирантки ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Томоо Канадзава посвящена восприятию творчества Тургенева в Японии. При этом особое внимание докладчица уделила двум японским писателям Фтабатей-Симей и Осанай-Каору, которые внесли большой вклад в знакомство японцев с прозой и драматургией русского писателя.
Евгений Конышев, кандидат филологических наук, доцент Орловского государственного университета, выступил с докладом «К вопросу об эстетической проблематике пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Сложный психологический рисунок произведения говорит о двойственности, противоречивости человеческой натуры, что особенно ярко проявляется в образе Натальи Петровны Ислаевой. И здесь уже вполне очевидны типологические параллели с женскими образами Достоевского и «Анной Карениной» Толстого. Эту же пьесу рассмотрела Людмила Решетова, кандидат филологических наук, доцент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, но уже как сценическую постановку в МХТ, находящуюся в контексте художественных исканий начала XX века. Спектакль явился выражением определённой тенденции в современной театральной культуре и репрезентацией эстетических принципов системы К.С. Станиславского. Особое внимание уделено работе режиссёра с ремарками, образной трактовке текста в сценографии спектакля, оформленного художником М.В. Добужинским, соответствию характера сценического действия с замыслом драматурга. В докладе доктора филологических наук, профессора МГГЭИ Олега Егорова «Драматургия Тургенева в советском театре и кино (1959 – начало 1980 г.) рассматривались специфика и стилевое решение пяти постановок тургеневских пьес в московских театрах: Театре-студии киноактёра, Театре на Малой Бронной, Театре им. М.Н. Ермоловой, МХАТе. В центре исследования – соответствие актёрских работ литературно-историческим образам пьес.
Об экспозиционной интерпретации темы «Тургенев и театр», о раритетах, которые в скором времени увидят посетители литературной экспозиции музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», рассказали специалист отдела экспозиционной работы Марина Голокоз и заведующая сектором «Редкая книга» Ирина Харькова. Интереснейший доклад хранителя фондов Риммы Борзёнковой «О Грёзе, «грёзах» и грёзовых головках» был посвящён недавно приобретённой для экспозиции дома-музея Тургенева работе известного французского живописца XVIII века Жана-Батиста Грёза «Девушка с розовой лентой в волосах». Обобщающий эту многоуровневую тему доклад «Проблемы формирования и музейного экспонирования театральных коллекций» был сделан младшим научным сотрудником Орловского краеведческого музея Ниной Лысановой.
О любопытных находках, предполагающих дальнейшее глубинное изучение новых направлений тургеневедения, рассказала учёный секретарь музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» Елена Кирюхина. В собрании музея оказались два письма Тургенева, одно из которых адресовано немецкому романисту и путешественнику Фридриху Герштеккеру. Ранее исследователям биографии и творчества Тургенева не был известен даже сам факт знакомства русского писателя с Герштеккером, поэтому появляется возможность неожиданных открытий. Но это уже, как говорится, темы будущих Тургеневских чтений – по-прежнему в гостеприимном «Спасском-Лутовинове».
Президент Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» Николай Левин, вот уже четверть века возглавляющий это учреждение культуры площадью в 83 гектара, идейный вдохновитель и основатель чтений, на закрытии конференции сказал: «Лучшие времена для нашего музея – вот эти Тургеневские чтения. Каждый год они показывают, что наследие великого русского писателя по-прежнему таит много неизведанного, интересного, что оно привлекает к изучению выдающихся исследователей и вызывает искреннюю гордость за русскую литературу. Это живой процесс, который очень обогащает идеями и желанием дальше работать»…
Напоследок с сожалением заметим, что лишь очень малое число музеев и библиотек проводят подобные литературоведческие семинары и конференции, да и то – с «дежурным» посвящением какой-либо юбилейной дате. Но регулярные ежегодные полновесные профессиональные съезды специалистов, помогающие объединить, обобщить их знания в вопросах изучения творчества того или иного представителя отечественной литературы, ввести в научный оборот ценную и доступную информацию путём публикаций ежегодных сборников (а «Спасский вестник» заслуженно имеет высокий статус научного издания) – это исключительный род деятельности, просветительской по отношению к учёным и читательской аудитории и благотворительной по отношению к российской культуре, на которую государством деньги всегда выделяются «по остаточному принципу». В 2018 году мы будем отмечать 200-летие Ивана Тургенева – и до сих пор финансирование, выделенное ещё в марте прошлого года Указом Президента РФ, до Государственного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», одного из особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, уникального памятника русской культуры, единственного мемориального музея великого писателя в мире как до адресата не дошло, странно «затерявшись» в бумагах начальства Орловской губернии…
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО – МОСКВА