Андрей Коровин, не только известный поэт, но и успешный культуртрегер, рассказал «ЛГ» о том, как получается совмещать одно с другим.
– Как ощущаешь свой юбилей? Чего больше – сделанного или того, что ещё хочется сделать?
– Хочется верить, что всё это только начало, хотя, конечно, какие-то промежуточные итоги я для себя подвожу. Издано тринадцать книг стихотворений, одна из них не так давно вышла в Польше. Проведено более пяти десятков литературных и музыкальных фестивалей, ещё более десятка фестивалей консультировал в процессе их создания. Работал в редколлегиях порядка десяти литературных журналов, в том числе международных. Создал несколько литературных площадок в Москве. Провёл сотни литературных и музыкальных вечеров разных авторов в городах России и в других странах. Сам выступал с творческими вечерами во многих городах России, Украины, Белоруссии, Литвы, Польши. Много лет пытаюсь донести до читателей имена ушедших и незаслуженно неизвестных поэтов: Валерия Прокошина, Сергея Белозёрова, Ольги Подъёмщиковой и других. А ещё считаю очень важным поддерживать память о двух очень важных для меня поэтах – Николае Гумилёве и Борисе Слуцком. В составе творческого дуэта «Коровин и Фагот» (с музыкантом Александром Александровым) создано несколько концертных программ и музыкальных спектаклей: «Музыка со смыслом», «Маяковский против Булгакова», «Музыка революции» и других. Сделано вроде бы немало. Но ещё слишком многое хочется написать. И ещё примерно тонну книг хочется прочесть.
– Ты окончил ВЛК при Литинституте, семинар Юрия Кузнецова. Чему научил мастер? И вообще – что самого ценного было на творческих семинарах?
– Я до сих пор не могу себе объяснить, почему Кузнецов принял меня в свой семинар. Мы абсолютно разные. Он не признавал метафору, а я её обожаю. Он был почвенником, а я скорее человек мира. Он почти не писал про любовь, а для меня вся поэзия – это любовь. Может быть, русская, белогвардейская тема, которая звучала в моей ранней книге, его как-то задела. Но я благодарен ему за то, что он круто изменил мою судьбу. И у меня есть два стихотворения, ему посвящённых, в том числе одно совсем свежее – то есть диалог с мастером всё-таки продолжается.
– Перечитывала недавно твои стихи и думала: что же в них главное? И видится мне, что главное – какое-то ощущение нежной хрупкости жизни, её красоты и ускользания. И горько делается от этого осознания, и радостно одновременно. А твой лирический герой умеет делать важную и редкую вещь: любоваться. Как приходят к тебе стихи? Они тобой управляют или ты ими?
– Стихи приходят от ветра, или от солнца, или от любви. Мне кажется, это такая радиоволна. Ты просто слышишь совершенно другое радио, не то, что у всех. Там нет чёткой мелодии и конкретных слов – только едва уловимый ритм, настроение, иногда запах. Она может звучать непрерывно, может исчезать на день, на неделю, на год. Жить без этой радиоволны мучительно. Мне кажется, те поэты, что перестают её слышать, сходят с ума. Или с ними случаются другие неприятности. Пока ты на волне – всё возможно, всё поправимо, жизнь прекрасна и бесконечна.
– Кроме того, что ты поэт, ты же ещё и талантливый организатор различных культурных мероприятий. Например, долгие годы являешься куратором литературного салона «Булгаковский Дом». Расскажи об этом, пожалуйста.
– В 2005 году мне предложили организовать литературную жизнь на новой площадке – в ещё только появившемся культурном центре «Булгаковский Дом». С тех пор там существует литературный салон, в котором выступали почти все наши классики – Наум Коржавин, Евгений Евтушенко, Андрей Битов, Анатолий Ким, Юрий Ряшенцев, Дмитрий Сухарев, Евгений Рейн, Юрий Кублановский и многие другие, в том числе иностранные авторы, многие наши некогда начинающие, а ныне успешные литераторы. Были у нас и мастер-классы для молодых авторов, и музыкальные и театральные эксперименты с писателями, и фотовыставки современных поэтов, и литературные фестивали, и многое другое. Вечера «Литературной газеты» у нас тоже проходили и, я надеюсь, ещё будут проходить. «Булгаковский Дом» – это место силы и благодаря Михаилу Афанасьевичу, и благодаря всем тем, кто в нём выступал. Если кому-нибудь однажды придёт в голову отметить памятные посещения этого дома известными людьми, то места на самом доме для мемориальных табличек точно не хватит. И я искренне счастлив, что моя судьба оказалась связана с этим легендарным домом и с именем любимого писателя.
– А ещё ты организатор Международного культурного проекта «Волошинский сентябрь», в который входят Волошинская премия, конкурс и фестиваль. Много ли сил уходит на это действо? И какие возникают трудности, связанные с его проведением?
– Нашему «Волошинскому сентябрю» в нынешнем году исполняется 19 лет. Он уже совершеннолетний, и проблемы его соответствуют возрасту: где взять денег на то, чтобы сводить девушку в ресторан (то есть на проведение симпозиума), что бы такое интересное придумать, чтобы понравиться девушке (то есть заинтересовать молодых писателей), куда свозить её на море (в какой город совершить творческий марш-бросок) и так далее. Дело в том, что мы, организаторы, стараемся сделать всё, чтобы симпозиум был независим от чьих-либо амбиций – государства, или чиновников, или каких-то групп писателей, пытаемся избегать лоббирования чьих-то литературных и внелитературных интересов. А быть независимым в наше время очень сложно. А сил уходит, конечно, немало – это же проведение большого конкурса по разным жанрам: поэзия, проза, драматургия, эссеистика, видеопоэзия, отдельно ещё – премия за лучшую поэтическую книгу и за вклад в культуру, затем – сам фестиваль в Крыму, который каждый раз хочется сделать ещё интереснее и разнообразнее. Меняются крымские города и площадки, на которых мы выступаем, а потом эхо фестиваля расходится по разным городам, причём не только в России. Помню один литературный фестиваль, проходивший в Австралии, который был посвящён нашему крымскому Волошинскому.
– Если оценивать в целом состояние современной поэзии, то каким оно тебе видится? И каков прогноз на будущее: будут ли читать поэзию лет, скажем, через сто?
– Поэзию будут читать всегда. Даже когда землю захватят инопланетяне. Они выучат наш язык, откроют для себя нашу поэзию и уже не смогут быть прежними.
А состояние современной поэзии напоминает мне притчу о двух лягушках, которые угодили в кувшин с молоком. Одна из них захлебнулась, а вторая взбила лапками молоко, и оно превратилось в масло. Так что будем взбивать и дальше!
Анастасия Ермакова
Поздравляем Андрея Коровина с 50-летием и желаем осуществления всех личных и творческих планов!
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Андрей Юрьевич Коровин. Поэт, прозаик, руководитель культурных программ. Родился в Тульской области в 1971 году. Окончил Юридический институт МВД РФ, Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького. Работал журналистом в тульских и московских СМИ. Автор 13 поэтических книг. Стихотворения переведены на 11 языков мира. Создатель и многолетний ведущий литературного салона в Музее-театре «Булгаковский Дом» (Москва). Сопредседатель Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь». Координатор Клуба кураторов литературных фестивалей России. Кавалер Золотой медали «За преданность Дому Максимилиана Волошина» (2010). Живёт в Московской области.