Поколение сэлфи решило развлечься, устраивая переворот?
Как ни парадоксально, но прошедшие в стране митинги оппозиции можно считать поддержкой политики Путина. Ведь это именно он подписал указ о «Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы». В прошлом году Следственный комитет уже возбудил 19,5 тысячи уголовных дел. Господину Навальному эта цифра показалась слишком маленькой, и поэтому он вывел на несанкционированный митинг подростков?
А что двигало ими? Школьники утомились давать взятки? Что это вообще за поколение, выросшее уже в новой, демократической России и так легко поддающееся на провокации? Стоит ли относиться к этим выступлениям как к детской шалости или пора бить в колокол? И не по украинскому ли сценарию мы можем пойти?
Аристократы духа митинги не устраивают
Когда молодёжь ввязывается в какое-то протестное движение, можно не сомневаться, что, каков бы ни был повод, глубинные причины не материальные, а психологические и даже эстетические. Ибо для молодых чрезвычайно важно ощущать себя красивыми, а декорации, в которых они живут, дают им не так уж много оснований для такого самоощущения.
Расписывая (и совершенно справедливо) коррупцию как опаснейшее социальное зло, обычно говорят о том ущербе, который она наносит экономике. Однако главный ущерб коррупция наносит не экономике, а идеальному образу страны, её красоте. И всё-таки любить родину, гордиться ею, считать её прекрасной только за то, что в ней низок уровень коррупции, невозможно. Мы восхищаемся и людьми, и народами не за их чистоплотность, а за их свершения, и меня тревожит то, что за борьбой со всевозможными национальными пороками мы почти забыли о приумножении национальных достоинств. Об исторических свершениях, ибо только что-то долговечное создаёт единство народа, единство предков и потомков.
Россия золотого века, века Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Блока была классически коррумпированной страной. И хотя эта проблема только мелькала где-то на периферии их творчества, их век, их творения остаются и поныне самым главным, чем мы гордимся и благодаря чему ощущаем себя единым народом. В центре нашего (и всемирного!) образа русского золотого века остаются и останутся его достижения, а не его коррупция.
Можно, стало быть, сделаться великой страной, великим народом и при высоком уровне коррупции!
А что оставим потомкам мы? Каковы будут великие достижения, по которым нас запомнят?
Векам остаётся здание, а не чистота в доме. И хотя наводить чистоту чрезвычайно важно, это всё же не может заменить возведения стен – исторических свершений, поражающих воображение потомков. Об этой задаче мы совершенно забыли, лихорадочно обустраивая дом без стен. Разве что иногда отвлекаемся, дабы осмеять понятие «национальная идея»: живут же, мол, все приличные народы безо всяких идей, а грязи (коррупции), между прочим, у них изрядно поменьше, чем у нас. Хотя ещё большой вопрос, живут они или доживают, что заставит их приносить серьёзные жертвы, если, избави бог, на них навалится какое-то серьёзное испытание.
А вот на нас оно уже навалилось. И потому нам остро необходимо видеть в своей стране источник не просто удобств, но высоких переживаний, питающих нашу связь с вечностью, которых одна лишь чистота и порядок породить не могут.
Однако восхищать, поражать воображение своих граждан великими свершениями государство не сумеет без возрождения национальной аристократии, без творцов и служителей наследственных («бессмертных») грёз. Именно аристократы духа, настроенные на служение бессмертному, творят великие дела, порождая и в остальных чувство собственной неординарности, собственной долговечности. Весь комплекс устремлений аристократического слоя и оказывается той самой национальной идеей, которая не декларируется, но осуществляется.
Прогрессивная печать немало и во многом справедливо потешалась над склонностью советской власти создавать коров-рекордисток, быков-рекордистов, однако в мире людей это было бы жизненно необходимой политикой. Я имею в виду всемерное расширение – особенно в провинции – сети школ для наиболее одарённых и наиболее романтичных в науке, искусстве, военном деле, спорте...
Ставка на самых одарённых должна сделаться первым лозунгом дня, а борьба с коррупцией только вторым. Из всех наших национальных достижений в нетленности сохранились лишь наши гении. Так где же митинги в защиту будущих гениев? Я первый на них побегу.
Александр Мелихов
…А потом они начнут нас убивать
Помню, в Афганистане нам нередко приходилось воевать с детьми – пацанами лет 12–16. Эта афганская детвора в бою вела себя невероятно смело и отчаянно. Мальчишки с минами в руках буквально бросались под колёса наших бронетранспортёров.
Понятно, что это «смелость дураков», потому что они свято верили в продление жизни. Кроме того (и это главное), легко оставляли наш мир, потому что ничего в нём не успели создать, им ничего не жалко в этом мире. Увы, детям умирать легко – их ничего здесь не держит. Это давно поняли и используют игиловцы в Сирии и Ираке, как использовали душманы в Афгане. В ИГИЛ (организации, запрещённой в России) детвору учат убивать, умирать и ненавидеть очень рано – с 6 лет. Такова логика экстремизма.
Наши «рассейские» экстремисты типа Навального действуют по схожей схеме – забивают полупустые (или совсем пустые) детские головы ненавистью – якобы к коррупционерам. Но коррупционеры у них как-то незаметно превращаются в ключевые фигуры государства. Значит, плохое (для детского понимания) именно само государство российское. Не столько персоналии, сколько державная «пирамида». Наших экстремистов не волнует вклад в обнищание и обворовывание народа, к примеру, Чубайса или Хакамады. Детям не рассказывают, что именно племя чубайсов и хакамад ввергло Россию в нищету, наплевало на справедливость и провозгласило личное обогащение смыслом жизни. Теперь Хакамада при каждом удобном случае сообщает публике – какие же варвары, эти русские! Вообще-то варвар – синоним слова враг.
Навальные убеждают детей, что есть некий подлый враг, борьба с которым – святое дело. Короче, учат ненависти. Я знаю, что из них вырастет, я с такими уже воевал.
Это, по-моему, политическое растление малолетних. Оно хуже, чем сексуальное. В итоге сексуального растления в большинстве случаев получается всё же удовольствие (прости, Господи!), а после политического – смута, убийства, террор. Как у наших соседей. Достаточно глянуть в You Tube на детей с топорами и ножами перед веб-камерой.
Что же делать? Как завещал провидец Муаммар Каддафи, нужно бить по этим дурным головам, пока дурь не вылетит. Родителей политангажированных детей – штрафовать немилосердно. Самих детей задерживать и – в трудовые лагеря, пластиковый мусор убирать с загаженного тела России. Пусть вносят вклад в Год экологии. Заодно хоть что-то полезное сделают, а значит, будут дорожить сделанным и не позволят другим мусорить.
Уголовную ответственность стоило бы ввести с 12 лет. Исламские террористы в этом возрасте прекрасно воюют. Наши будут воевать не хуже. «Дети Навального», если мы не будем мудры и решительны, года через два-три начнут нас убивать, буквально.
Сергей Тютюнник, полковник запаса
Полицейские кордоны не помогут
Небольшой процент пришедших на массовые мероприятия старших школьников и гимназистов не повод для вселенского беспокойства. Молодёжь всегда более заметна на фоне представителей любых «оппозиционных» партий и объединений.
Предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны. Как и чем занять старшеклассников? Россия испытывает огромную потребность в технической интеллигенции, и здесь есть чем заняться ректоратам вузов. Наш инженерный вуз имеет собственный парк воздушных судов с пилотажно-навигационным комплексом и радиотехническим оборудованием и тренажёры «эрбасов» и «боингов». В рамках проекта «инженерный класс в московской школе» учащиеся общеобразовательных учреждений могут получить у нас первичные знания о принципах работы авиационной техники и её техническом обслуживании.
В позапрошлом году для обсуждения вопросов взаимодействия к нам пришли всего четыре директора школы, в прошлом – уже 27, а на одном из последних мероприятий побывало 1200 школьников. Каждую субботу в университете проходит лекция для старшеклассников либо они посещают учебно-тренировочный центр в Шереметьеве. Для проведения занятий привлекаются самые опытные профессора и преподаватели. Важно показать старшекласснику возможный путь его развития как личности и гражданина.
Как председатель управляющего совета гимназии № 1583, я регулярно провожу заседания, на которых мы обсуждаем все насущные вопросы – от утверждения перечня учебников до контроля за организацией питания. Полагаю, что все ректоры должны непременно возглавлять такие советы, обеспечивая тесное взаимодействие между школой и вузом. К слову, в такие советы входят и представители родительских комитетов, органов самоуправления учащихся. А трансляцию заседаний можно увидеть в интернете.
Но это только один элемент всей системы воспитания. Надо учить педагогов общаться с современной молодёжной аудиторий, отвечая на острые вопросы, а не отделываясь шаблонами, придуманными много лет назад. Вот говорят, надо привлекать ветеранов к воспитанию! А кого именно? Ветеранов войны осталось очень мало. Священнослужителей? Увы, среди них тоже не так много людей, обладающих талантом влияния на молодого человека. В полной мере с этим могут справиться только семья, школа и высшее учебное заведение. Действуя заодно. Преодолеть наметившийся разрыв между поколениями не помогут полицейские кордоны. Здесь нужна кропотливая и повседневная работа всех здоровых сил.
Борис Елисеев, ректор МГТУ ГА
Без обязанностей жизнь легка и… скучна
Истоки проблемы нужно искать в дне вчерашнем. В 1990-е годы экраны телевизоров были наводнены латиноамериканскими сериалами. В 2000-е страну захлестнули ток-шоу развлекательного, псевдопознавательного и политического характера. В школах целенаправленно и планомерно сокращались часы русского языка, литературы, истории, математики, физики, химии, биологии. Вместо них появились не совсем понятные дисциплины: культура общения, основы безопасности жизнедеятельности, проектная деятельность и другие. Ликвидировали советские школьные организации, но вместо них ничего не создали. Эту нишу заполнили секты, фан-клубы, радикальные и преступные сообщества.
Агрессивный культ доллара, «европейских ценностей» привёл к эрозии национального самосознания. Как часто школьники сегодня говорят о своих правах! И хотя бы один вспомнил об обязанностях. Ученики могут делать всё, что заблагорассудится. А учителя в лучшем случае лишь погрозить им пальчиком: «Ай-ай-ай! Так нельзя». Родителей тронуть тоже нельзя: у них тоже права, а виновата во всём бесправная школа, на которую можно вешать какие угодно ярлыки. Вседозволенность и безнаказанность детей – это политика нашего государства. Что ж удивляться десятилетним наркоманам и алкоголикам и тринадцатилетним мамам.
Слово «Родина» в последние годы звучит часто. Но что толку его повторять, если в душе ничего не осталось, кроме поиска развлечений и острых ощущений!..
Я не сторонник митингов, демонстраций, шествий и лозунгов. Я считаю, что каждый из нас должен работать и приносить пользу России на своём месте. Но для этого надо любить свою землю. Не за деньги, не за квартиры и самолёты, не за депутатские привилегии, а бескорыстно. Власть должна являть пример такого бескорыстия, она должна верить тому, что говорит, и делать то, что обещает. И ещё: крайне необходимо возродить разрушенную до основания систему образования и воспитания детей, вернуть учащимся их обязанности, повысить авторитет учителей государственной поддержкой. Униженный и оскорблённый учитель никогда не сможет воспитать поколение, достойное прекрасного будущего.
Виталий Апевалов, учитель, Эртильский район Воронежской области
Манипулировать молодёжью неприлично
Манипуляция молодёжью не очень прилична, ведь молодые люди часто попадают в поле застарелых неприязней: кто-то из старших товарищей ненавидит попов, кто-то коммунистов, и они транслируют эту ненависть подросткам.
Говорят, что сейчас у подростков не те кумиры... Отчасти вопрос этот решается просто: пустите писателей и учёных к экранам телевизоров. Пусть молодёжь видит перед собой не только поп-звёзд и рекламу, разжигающую похоть потребления. Есть опасения, что молодёжь не будет смотреть передачи с писателями. Так ведь главное здесь – это создать такую возможность, и тогда дети, которые любят книги (а я много езжу по стране и вижу таких детей), потянутся к экранам. Необходимо возродить и образовательные каналы – иначе совсем потеряем молодёжь.
Мы уже три года проводим Всероссийский фестиваль детской книги в Российской государственной детской библиотеке – и кто знает о нём, какой из центральных каналов уделил нам хотя бы пару минут? Зато часами показывают какие-то безумные свары под видом обсуждений текущей политики...
Настоящий писатель говорит о ценностях непреходящих, о любви и дружбе, войне и мире. Слова политика манипулятивны, он использует их, чтобы добиться своих целей. Цели же его могут меняться – вчерашние враги могут стать друзьями, а сами оппозиционеры легко перейдут на сторону власти, если она им больше заплатит (вообще же у меня подозрение, что они играют роль провокаторов).
Говорят, что молодёжь не видит перед собой примеров успешной самореализации в области литературы, науки и искусства. И здесь можно отчасти согласиться. Но я бы тогда выводил людей на улицы не против чего-то (против Януковича на Украине шли граждане приличные вместе с нацистами – и что хорошего получилось?), я бы выводил «за» – за то, чтобы люди могли заниматься любимым делом и получать достойное вознаграждение.
Бороться же с коррупцией на улице столь же бессмысленно, как бороться с энтропией и вторым законом термодинамики. Выводить толпы молодых и неразумных людей под этими лозунгами – это значит превращать людей в стадо.
Юрий Нечипоренко