И решил я взять интервью у самого себя, повести беседу «тихо сам с собою»
Продолжаем дискуссию о проблемах писательских организаций, в которой приняли участие литераторы Воронежа, Москвы, Краснодарского края, Благовещенска-на-Амуре и Ярославля.
НАСИЛЬСТВЕННАЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, ИЛИ…
– Владимир Александрович, ты заметил: многие писатели и журналисты трактуют Первый съезд советских писателей 1934 года не иначе как результат стремления Сталина подмять писателей под себя, под абсолютный контроль со стороны большевистской партии. Порой называют старый Союз «писательским концлагерем».
– Что говорить, идеологическое давление на литераторов было велико. Со школьных лет помнятся жёсткие рамки социалистического реализма, в которые ОБЯЗАН был вписываться советский писатель. Вспомни хотя бы роман «Не хлебом единым». Уже и Сталин мается в гробу. Однако Владимиру Дудинцеву задали такую политическую выволочку за «очернение советской действительности»!.. Кажется чудом, что прозаик выжил, а позднее ещё и создал роман «Белые одежды».
– И всё же, всё же было ведь и хорошее?
– А не позвонить ли нам Елене Евгеньевне Хоринской, участнице того, горьковского съезда?
Говорит Е.Е. Хоринская: «Я категорически возражаю против однобокого восприятия писательского содружества! Мы стремились в Союз! Это чушь какая-то и неправда, что нас загоняли туда. Мы были полны желания трудиться и писать, сеять полезное, доброе. Для нас открывалась «Литучёба», издательства печатали книги. Лучшие из лучших, как наш Павел Петрович Бажов, отмечались почётными премиями… А какая формировалась детская и юношеская литература!»
ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ?
– Начнём загибать пальцы и подсчитаем. Прежде всего мы потеряли возможность печататься, издавать книги, как это было прежде. В Екатеринбурге количество частных и ведомственных издательств перевалило за сотню. И – ни одного государственного.
Конечно, и прежде были нелепости.
И всё же издавали много, не столь нарядно, как нынче, но вполне прилично. А главное – массовыми тиражами и с достойными гонорарами.
– Уместно назвать ещё одну «радостную» весть: из сетки теле- и радиовещания исключают рубрики, связанные с региональной культурой и искусством, всё время отдаётся только Москве.
– Ну что ж, мы потеряли возможность регулярно издаваться – раз. Загибай и второй палец – мы тем самым теряем и читателя. Особенно обидно собратьям по перу из бывших братских республик. Раньше они приходили к русскому, а затем и к зарубежному читателю через переводы, а нынче… Теперь загибай сразу не менее пяти пальцев!
– Ты о чём? – не понял было Владимир Александрович другого себя Владимира Александровича, но тут же догадался: – А, ты, наверное, о неких материальных благах, что были в прежнем Союзе? Тут есть что вспомнить!
Руководители писательских организаций и их помощники (секретарь, бухгалтер, литконсультант) служили на государственном довольствии.
– Был Литфонд. Основные его накопления образовывались не от членских взносов, а от отчислений, которые на законном основании производили издательства.
– И всё же Литфонд России понемногу оживает. Вот и нашим екатеринбуржцам, одному болезному, другому погорельцу, выслали вспомоществование, а ветеранам войны и труда – кульки с новогодними гостинцами вручили. Однако до прежних масштабов помощи малоимущим далеко.
Кануло в Лету бюро пропаганды! Хотя формально существует. А в Перми чуть ли не процветает – при умелом Александре Гребёнкине, который умудряется заключать договоры с администрациями городов и посёлков…
– Так… Пойдём далее. Дома творчества! Как нынче выражается молодёжь, «ёкнулись» и прибалтийские Дубулты, и крымские Ялта с Коктебелем, и Малеевка приказала долго жить. Слава богу, Переделкино держится!
– Тут – низкий поклон писателям, борцам за справедливое дело и лично Ивану Ивановичу Переверзину, директору Литфонда. Чего только он не пережил!
– А вот и следующая напасть (загибай ещё один палец!): акулы капитализма разинули пасти на областные дома писателя, на особнячки и отдельные помещения, где протекала общественная жизнь литераторов и городской интеллигенции. Легендарная битва за писательский дом ивановского поэта, полковника Юрия Орлова – только один пример. Выходили на «баррикады» и екатеринбуржцы, и если бы не поддержка областного Министерства культуры, городских властей, выступления «Литературной газеты», сидеть бы нам со всем скарбом на улице. Тревожные вести доносятся из многих городов.
– Мы ничего не сказали о пенсиях. Вот где обидные потери! Раньше трудовой стаж члена творческого союза исчислялся со времени его первой публикации.
– А по новому закону начиная с 1991 года – только за те месяцы, когда писатель получал зарплату или гонорар. Трудится человек над романом не один год, заключает договор, получает в декабре определённую сумму, вот один декабрь и идёт ему в трудовой багаж.
– Так что можно считать, партия помогала писателям?
– В чём-то и помогала. Нынче со всеми бедами и притеснениями кому пожалуешься? А раньше правящая партия тут же поприжала бы разбойников. Но и партия оковывала таланты – не только о чём писать, но даже как писать, как рисовать, ваять, петь. Да и наш «областной царь и бог» не только помогал писателям. Но и обрушивался с уничижительной критикой и на журнал «Урал», и на писателя Николая Никонова, который в повести «Старикова гора» осмелился воспеть крепкое частное хозяйство крестьянина.
– Что было, то было. В общем, как писала Людмила Татьяничева, «были не только чёрные вороны, были и белые лебеди». Вот и сохранить бы в новое время этих белых лебедей, добрые стороны социально-творческого устройства писателей, художников, композиторов.
Мы попали в плен времени жёсткого, жестокого. Сможем ли вырваться из него, хотя бы с потерями?.. Или будем обустраиваться в окружении как придётся?
НА ЧТО НАДЕЕМСЯ?
– Слышал я, Владимир Александрович, в некоторых губерниях живут сочинители книг, хоть и не вольготно, но с весёлым настроением: Волгоград, Ставрополь, Якутия, Ханты-Мансийск, Кемерово, Рязань, Белгород, Орёл…
– Говорят, на Бога надейся, да сам не плошай. Добрые губернаторы наперечёт. И сегодня один, а завтра придёт на смену бурбон, и что дальше?
– Очень давно муссируется проблема закона о творческих союзах. Но много ли даст долгожданный, коли и будет принят? Сомневаюсь! Отделаются общими положениями и лозунгами.
– Итак, если вспомнить, что мы потеряли, стоит прежде всего отстаивать законные права на достойную, обеспеченную старость. Во-вторых, государство вполне может пойти на безоговорочную, полную, безвозмездную, безарендную передачу союзам писателей домов и помещений, где размещаются центральные органы и региональные писательские организации. Это очень важный вопрос! Жаль, что он не включён в обращение к президенту делегатов пленума Союза писателей России, участников ХI Всемирного Русского народного собора (см. «ЛГ», ‹ 10, 2007 г.). Необходимо понять – сохранятся писательские гнёзда, будь то особняк с каминным залом в сосновом бору, как в Ханты-Мансийске, или пара просторных помещений в Челябинске, будет продолжена соборная общественно полезная жизнь писательских содружеств, не сохранятся – всё пойдёт прахом.
– Продолжу – закрепить за Союзом писателей хотя бы оставшееся имущество, дома творчества. Параллельно – повести переговоры с Украиной, Беларусью, Абхазией, Черногорией, может, даже и с Латвией о совместном использовании домов творчества.
– Эх, вот ещё бы и госиздательства восстановить! Ведь надо же как-то регулировать издание и классики, и ветеранов пера поддержать, и молодым дать зелёный свет!..
– Едва ли такое состоится в том капиталистическом окружении, в котором мы оказались. Приезжал на Урал М.Е. Швыдкой. Я задал ему вопрос, возможно ли открытие государственных издательств. Нет, сказал М.Е. Ш., нет, едва ли. Будет другое, будут объявляться конкурсы на гранты – кто победит, тот и получит деньги на издание книг.
Эге, подумали мы с Владимиром Александровичем, знаем мы эти конкурсы – 80 процентов захватит «золотая моя столица», а оставшееся с барского стола – провинциалам… Прошло пять лет – ни госиздательств, ни грантов.
– Так уж повелось на Руси – пока царь-батюшка, генеральный ли секретарь, президент ли новой РФ не скажут веского слова, местные не пошевелятся. Мы с тобой, естественно, не желаем, подобно Маяковскому, чтобы «о работе стихов, от Политбюро…
делал доклады Сталин». Но и то небывалое в истории отечества невнимание к культуре, которое проявляется со стороны высшей власти, по меньшей мере удивительно!
– Первый съезд, если отбросить его неприемлемые для современности стороны, дал писателям главное: ПРИДАЛ ПРОФЕССИИ ПИСАТЕЛЯ СТАТУС РАБОТНИКА ТРУДА, ТРУЖЕНИКА И ОБЕСПЕЧИЛ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ. Более того, писатели стали элитой…
Чтобы было веское основание у властей предержащих для принятия долгожданного закона, стоит, вероятно, принять рациональное предложение Ивана Сабило, высказанное на одном из писательских форумов: наряду с госучреждениями, разного рода частными ООО и общественными организациями ввести ещё одну градацию – ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ.
– Теперь сформулируем, для чего нужен нашей братии, всему обществу Союз писателей. Нам это понятно, но поймёт ли нас почтенная публика?
– Союз писателей из прежней политико-творческой общественной организации должен превратиться (уже превращается) в социально-творческую. Её главнейшие задачи:
n социальная защита писателя, содействие в публикации произведений, создание надёжной системы выплаты достойных гонораров, совершенствование деятельности Литфонда, развитие местной предпринимательской деятельности, создание структур типа профсоюза;
n сотрудничество с центральными и местными властями;
n клубная работа в домах писателя, профессиональное общение;
n лидирующее участие в реализации национального проекта «Культура», которого пока нет, но верится – будет.
ПРОВИНЦИЯ НАЧИНАЕТ И…
– Как считаешь, не настала ли пора провести чистку писательских рядов, хотя бы ради престижа звания ПИСАТЕЛЬ и для приближения к ожидаемому закону?
– А что – вполне!.. Я беседовал с первым секретарём Союза писателей России Геннадием Ивановым, он не отрицает возможности переаттестации писательских организаций и их членов. Думаю, во многих местных союзах нашлось бы процентов 10 балласта. Ну, пощадить их, не проводить «зачистку», перевести, например, в кандидаты.
– А как быть с самими различными союзами, так и жить в раздрае, в обособленности?
– Как-то приехал на Урал Евгений Александрович Евтушенко. И молвил: «Пора создавать Конфедерацию союзов, подумай об этом».
– Думаем. Вместе с моим соратником Александром Керданом проявили инициативу и создали по воле первых пяти региональных организаций Ассоциацию писателей Урала (АСПУР), благо нашим общероссийским уставом это позволяется. И закипела работа: совещания молодых, газета «Большая медведица», альманах «Чаша круговая», одноимённая премия в Пушкинский день, Общероссийская премия им. Мамина-Сибиряка, ежегодные организационные и теоретические конференции в Ханты-Мансийске, Тюмени, Челябинске, Перми, Каменск-Уральском, Нижнем Тагиле, Екатеринбурге. К нам потянулись ближние и дальние соседи, с востока (Омск, Новосибирск), с запада (ульяновцы и сыктывкарцы), с севера (Ямал), с юга (Оренбунг). Пятнадцать организаций того и другого союзов работают, общаются, издаются, взаимообогащаются в рамках нового общественно-творческого объединения.
– Однако будем честными, полного мировоззренческого соединения даже в рамках АСПУР писателей-патриотов (Союз писателей России) и писателей-либералов (Союз российских писателей) не происходит.
Следовательно, после аттестации писательского состава двух союзов (остальные так или иначе примыкают к ним или входят в их структуру), возможно, соберётся большой Объединительный съезд и будет создана Конфедерация писательских союзов России. Если наша идея найдёт поддержку, оргкомитет определит состав делегаций, проект устава, выборные органы, статус и обязанности президента КПСР и т.д. Понадобится, мы и эти документы разработаем, не правда ли, Владимир Александрович?
– Как раз к 75-летию Союза писателей успеется!
– А пока… Надо постараться не просто выживать, а жить. Может быть, Ассоциация писателей Урала, Ассоциация писателей Сибири, другие объединения и есть ПРЕДТЕЧИ БУДУЩЕЙ КОНФЕДЕРАЦИИ?
Беседу с собой вёл , соб. корр. «ЛГ», ЕКАТЕРИНБУРГ