Стоит поучиться у классиков не гнаться за запросом аудитории, а формировать его своим творчеством, считает писатель Ольга Сивей. Беседуем с ней о тенденциях современной литературы, произведениях больших мастеров, а также о том, почему быстрый путь к читателю – это не всегда хорошо…
– Ольга, каков ваш взгляд на заявление аналитиков о том, что в нашей стране произошёл «кризис чтения»?
– Я думаю, что это заявление сильно преувеличено. На какой статистике строится это утверждение? Посещаемости библиотек? Но мы же понимаем, что в период советского дефицита они были чуть ли не единственным доступным источником книг, и сравнивать с сегодняшним днём некорректно.
В девяностые годы поток разнообразной книжной продукции хлынул на прилавки. Судить по продажам в книжных магазинах? С появлением интернета они упали. И это не только про электронные книги, но и про информацию, которую ранее добывали, только сидя в читальном зале или в архивах.
По продажам электронных книг? Но учитывается ли масса бесплатных, в том числе пиратских, сайтов? А наш человек с удовольствием пойдёт туда, где платить не надо.
По своим наблюдениям я вижу абсолютно тот же процент читающих людей, что и тридцать лет назад. Должна сказать, что и в те времена он был не особо высок. Это некоторая иллюзия. Очень много людей приобретали книги не для чтения, а для статусности: чтобы они стояли в серванте вместе с хрусталём. Сегодня такого практически нет.
Намного важнее вопрос качества литературы, которую сегодня выбирают. Вот где кризис!
– Несмотря на ваш недавний старт в литературе, вы уже получили множество положительных отзывов от критиков и читателей. Что, по вашему мнению, стало ключевым моментом, привлёкшим внимание вашей аудитории?
– Хочется думать, отсутствие искусственности. Я пишу
о том, что пропущено через сердце, пережито. О том, что не только болит у меня, но и близко читателю. При этом не ставлю цель кому-то понравиться, вписаться во что бы то ни стало в популярные тренды. Мне важнее вложенная в текст идея, но стараюсь не вещать её, а беседовать с читателем посредством рассказа или стиха.
– В последние годы наблюдается заметный рост популярности электронных книг. Каков ваш взгляд на электронное чтение как писателя и читателя?
– Преимущественно положительный. Электронные книги более доступны массовому читателю как в финансовом плане, так и физически – для людей, живущих в отдалении от крупных книжных магазинов, библиотек. Они удобны в поездках – можно взять целую библиотеку. Они дают возможность прочесть книги, которые давно не переиздавались «в бумаге». И про экологию не будем забывать.
Для писателей же открылся более быстрый путь к читателю. Но в этом есть и отрицательный момент: достойная литература тонет в потоке посредственной, иногда откровенно безграмотной графомании. Вкус читателя портится.
– Чтение классических произведений часто рассматривается как основа литературного образования. Однако статистика показывает, что сейчас приоритет уходит в другую сторону. Как вы оцениваете этот тренд – положительно или отрицательно?
– Этот приоритет ушёл уже давно – в девяностые, когда советский человек «наелся» классики и серых будней и на рынок хлынуло сначала из-за рубежа, а потом и отечественное, не загружающее мозги и отвлекающее от обыденности чтиво – с изюминкой и перчинкой, так отличающееся от цензурированного советского.
Ускорился темп жизни, большинство стало и книги читать «быстрые». Молодые книжные блогеры в соцсетях устраивают гонки: кто больше. У одной прочла: «Откладываю книгу и уже через два часа забываю, о чём она». Как тут не вспомнить рассуждения психологов о современном клиповом мышлении? Книга как комикс с картинками: пролистал – и за другую.
Закрученный сюжет стал важнее идеи и смысла. Сами смыслы упростились. На всё готовый ответ, а ещё хуже – не в книге, а на семинаре какого-нибудь инфоцыгана! Кому нужны копания в себе по Достоевскому?! Где тут место классической литературе? В ней нет простых ответов, а то и сплошные вопросы. Это не лёгкое и не быстрое чтение. Здесь не действует позыв «почитаю книжку – расслаблюсь!». Хочется прокричать клепающим книжные отзывы: «Преступление и наказание» – не детектив, «Анна Каренина» – не любовный роман, «Мастер и Маргарита» – не фэнтези!»
В этих книгах множество отсылок к другим текстам, к истории, за одним слоем скрывается другой, и не факт, что там будет непреложная истина. Произведение большого писателя – это тот же гипертекст. Читать его – интеллектуальный труд. Но в итоге он нас развивает, мы учимся мыслить более глубокими материями, испытывать более сложные эмоции.
Думаю, современный писатель должен учиться у классиков и не гнаться безумно за запросом аудитории, а формировать его своим творчеством.