Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 декабря 2023 г.
Литература Интервью

«Быстрое» время: курс на упрощение

Закрученный сюжет стал важнее идеи и смысла

12 декабря 2023

Стоит поучиться у классиков не гнаться за запросом аудитории, а формировать его своим творчеством, считает писатель Ольга Сивей. Беседуем с ней о тенденциях современной литературы, произведениях больших мастеров, а также о том, почему быстрый путь к читателю – это не всегда хорошо…

– Ольга, каков ваш взгляд на заявление аналитиков о том, что в нашей стране произошёл «кризис чтения»?

– Я думаю, что это заявление сильно преувеличено. На какой статистике строится это утверждение? Посещаемости библиотек? Но мы же понимаем, что в период советского дефицита они были чуть ли не единственным доступным источником книг, и сравнивать с сегодняшним днём некорректно.

В девяностые годы поток разнообразной книжной продукции хлынул на прилавки. Судить по продажам в книжных магазинах? С появлением интернета они упали. И это не только про электронные книги, но и про информацию, которую ранее добывали, только сидя в читальном зале или в архивах.

По продажам электронных книг? Но учитывается ли масса бесплатных, в том числе пиратских, сайтов? А наш человек с удовольствием пойдёт туда, где платить не надо.

По своим наблюдениям я вижу абсолютно тот же процент читающих людей, что и тридцать лет назад. Должна сказать, что и в те времена он был не особо высок. Это некоторая иллюзия. Очень много людей приобретали книги не для чтения, а для статусности: чтобы они стояли в серванте вместе с хрусталём. Сегодня такого практически нет.

Намного важнее вопрос качества литературы, которую сегодня выбирают. Вот где кризис!

– Несмотря на ваш недавний старт в литературе, вы уже получили множество положительных отзывов от критиков и читателей. Что, по вашему мнению, стало ключевым моментом, привлёкшим внимание вашей аудитории?

– Хочется думать, отсутствие искусственности. Я пи­шу

о том, что пропущено через сердце, пережито. О том, что не только болит у меня, но и близко читателю. При этом не ставлю цель кому-то понравиться, вписаться во что бы то ни стало в популярные тренды. Мне важнее вложенная в текст идея, но стараюсь не вещать её, а беседовать с читателем посредством рассказа или стиха.

– В последние годы наблюдается заметный рост популярности электронных книг. Каков ваш взгляд на электронное чтение как писателя и читателя?

– Преимущественно положительный. Электронные книги более доступны массовому читателю как в финансовом плане, так и физически – для людей, живущих в отдалении от крупных книжных магазинов, библиотек. Они удобны в поездках – можно взять целую библиотеку. Они дают возможность прочесть книги, которые давно не переиздавались «в бумаге». И про экологию не будем забывать.

Для писателей же открылся более быстрый путь к читателю. Но в этом есть и отрицательный момент: достойная литература тонет в потоке посредственной, иногда откровенно безграмотной графомании. Вкус читателя портится.

– Чтение классических произведений часто рассматривается как основа литературного образования. Однако статистика показывает, что сейчас приоритет уходит в другую сторону. Как вы оцениваете этот тренд – положительно или отрицательно?

– Этот приоритет ушёл уже давно – в девяностые, когда советский человек «наелся» классики и серых будней и на рынок хлынуло сначала из-за рубежа, а потом и отечественное, не загружающее мозги и отвлекающее от обыденности чтиво – с изюминкой и перчинкой, так отличающееся от цензурированного советского.

Ускорился темп жизни, большинство стало и книги читать «быстрые». Молодые книжные блогеры в соцсетях устраивают гонки: кто больше. У одной прочла: «Откладываю книгу и уже через два часа забываю, о чём она». Как тут не вспомнить рассуждения психологов о современном клиповом мышлении? Книга как комикс с картинками: пролистал – и за другую.

Закрученный сюжет стал важнее идеи и смысла. Сами смыслы упростились. На всё готовый ответ, а ещё хуже – не в книге, а на семинаре какого-нибудь инфоцыгана! Кому нужны копания в себе по Достоевскому?! Где тут место классической литературе? В ней нет простых ответов, а то и сплошные вопросы. Это не лёгкое и не быстрое чтение. Здесь не действует позыв «почитаю книжку – расслаблюсь!». Хочется прокричать клепающим книжные отзывы: «Преступление и наказание» – не детектив, «Анна Каренина» – не любовный роман, «Мастер и Маргарита» – не фэнтези!»

В этих книгах множество отсылок к другим текстам, к истории, за одним слоем скрывается другой, и не факт, что там будет непреложная истина. Произведение большого писателя – это тот же гипертекст. Читать его – интеллектуальный труд. Но в итоге он нас развивает, мы учимся мыслить более глубокими материями, испытывать более сложные эмоции.

Думаю, современный пи­сатель должен учиться у классиков и не гнаться безумно за запросом аудитории, а формировать его своим творчеством.


Обсудить в группе Telegram

Валерия Богданова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Река незабвения

    01.06.2025
  • Восходит слово светом на пути

    01.06.2025
  • Роман без рафинада

    31.05.2025
  • Невод забрасывая в неба глубину

    31.05.2025
  • Великие рифмы вечных смыслов

    30.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS