Джозеф Байден всегда принимал деятельное участие в судьбе Украины. В администрации Обамы был ответственным за Незалежную, часто приезжал в Киев, основным приоритетом называл борьбу с коррупцией. Видимо, в рамках этого занимался и кадрами – в 2016-м увольнял генпрокурора Шокина. А также успешно пристроил своего отпрыска Хантера – тот «торговал фамилией» в правлении украинской газодобывающей компании Burisma. Кстати, 6 апреля как раз вышли в свет мемуары непутёвого сына, где он признаётся, что потратил на наркотики и алкоголь заработанные деньги, и, если бы получилось изменить прошлое, не стал бы членом правления Burisma.
От Байдена-президента наблюдатели ждали активности на Украине, и вот процесс, что называется, пошёл. Первый телефонный разговор с Зеленским состоялся лишь через два с лишним месяца после старта президентства Байдена. Подтверждается, что внешняя политика США в отношении Украины – производная от политики в отношении России, и с этой стратегией нужно было твёрдо определиться. Из субъективных факторов: американский патрон поставил в режим ожидания своего украинского вассала в дисциплинарных целях.
Что в сухом остатке после первого «программного» разговора Байдена с Зеленским? Ожидаемое дежурное выражение поддержки США суверенитету и территориальной целостности Украины – читай: Украина остаётся плацдармом для сдерживания России, военная поддержка обеспечена. Байден подчеркнул «приверженность активному стратегическому партнёрству по борьбе с коррупцией и реализации программы реформ» – читай: у поддержки США есть цена, и она включает расстановку лояльных Америке лиц на ключевых постах, американский контроль внутренних дел Украины. Пост Зеленского в «Твиттере» – «Американское партнёрство имеет решающее значение для украинцев» – подтверждает его личную лояльность и готовность «соответствовать».
Однако украинские олигархи не мальчики из церковного хора, чтобы вчистую сдавать свои интересы американскому капиталу. Они пытаются минимизировать заокеанские требования, пугая Вашингтон Путиным, который «нападёт, а в стране междоусобица».
Что может случиться в Донбассе при таких обстоятельствах? Агрессивная часть истеблишмента в Вашингтоне стремится поддать жару Москве. Капитал и радикалы на Украине тоже заинтересованы в дестабилизации, чтобы повысить цену своих «услуг». В России имперские круги и пропагандистский аппарат имеют свой интерес в атаке Запада – хотя бы для того, чтобы подтвердить теорию об «осаждённой крепости». «Маленькая победоносная война», согласно американской практике, решает многие внутренние проблемы.
На таком фоне в апреле стартуют крупнейшие за четверть века военные учения НАТО Defender Europe 2021. Запланирована масштабная переброска военных сил США на территорию 16 стран на южном фланге России: участвуют 20 тысяч военных США и 17 тысяч военных стран НАТО, а также Украины и Армении (да, Ереван тут как тут). И вот редкий случай, когда киевский чиновник, в данном случае представитель Украины в Трёхсторонней контактной группе по Донбассу Алексей Арестович, говорит правду: смысл учений в том, чтобы на акваториях от Балтийского до Чёрного моря отработать «ну давайте прямым текстом, войну с Россией, вооружённое противостояние с Россией».
Будем рассчитывать, что Россия не поддастся на очередную провокацию и не даст противникам довести партию до цугцванга, когда любой ход будет не в нашу пользу.
Вероника Крашенинникова
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции