40 лет назад в последние дни сентября вся наша страна внимательно следила за трудовыми подвигами бамовцев. Десять лет они шли навстречу друг другу – «восточные» и «западные» бригады путеукладчиков. Сколько за это время случилось рекордов и проблем, сколько раз приходилось менять промежуточные сроки, корректировать первоначальный проект… Но эти люди (конечно, мы сейчас имеем в виду не исключительно трудовые коллективы Александра Бондаря и Ивана Варшавского, а всех, кто работал на строительстве магистрали) совершили почти невозможное: создали железную дорогу в таёжном краю, без скидок на суровый климат.
Весь сентябрь и руководство стройки, и рабочие, учитывая буквально каждый час, делали всё, чтобы приблизить момент укладки «золотого звена». В начале августа оказалось, что между бригадами западного и восточного направлений БАМа осталось расстояние в 85 км. Вроде бы стыковка близка – и в то же время далека. Потому что преодолеть такое расстояние непросто. А начальство традиционно говорило о высоких обязательствах: непременно осуществить стыковку к 7 ноября 1984 года. Потом возникла более ранняя дата – 29 октября, день рождения комсомола. А это значит, что требовалось перевыполнить план и решить задачу ещё раньше.
Темп, который взяли путеукладчики, позволял рассчитывать, что к праздничным датам БАМ уже заработает на всём своём протяжении. Бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского (их имена знал тогда каждый школьник) с каждым днём приближались друг к другу, чтобы встретиться на месте будущего разъезда Балбухта, в Каларском районе Читинской области. Там и было установлено золотое звено БАМа – на три дня раньше намеченной даты. Хотя последние дни выдались драматичными. Строители пытались как можно быстрее сдать Кодарский тоннель – непростое сооружение с инженерной точки зрения. Там случился обвал, в результате чего бригаде Варшавского пришлось строить временный обходной путь, огибая хребет, – и она несколько задержалась. Бондарь и его коллектив, напротив, двигались вперёд рекордными темпами и «проскочили» предполагаемое место стыка на станции Куанда на несколько десятков километров. Бригады встретились 29 сентября в 16.05 по местному времени на берегу реки Сюльбан, неподалёку от подножия Каларского хребта. Усталые, обветренные, со сверкающими глазами. В последние недели перед встречей 24 часов в сутках этим героям трудового фронта для работы уже не хватало...
Замкнулся 4135 километровый стальной путь от Советской Гавани на Тихом океане до станции Тайшет на Транссибе. Укладка золотого звена вошла в летопись железных дорог, она отмечена в сотнях исторических календарей. А тогда для тех счастливых людей, которые собрались вокруг двух бригад, это был просто праздник. «Миг – и взметнулись над ликующим народом алые знамёна, взлетели вверх каски строителей, хлопнула пробка шампанского… Рельсы БАМа сомкнулись, будто в крепком рукопожатии», – писали на следующий день центральные газеты. Шампанское в те минуты отведали из каски сотни людей – по кругу. Хватило на всех. Та каска-рюмка сейчас выставлена в музее БАМа, в Тынде. На ней отмечены станции, которые прошла бригада Ивана Варшавского. А сами бригадиры – бамовские богатыри – не могли сдержать слёз. Так бывает, когда всё преодолеешь и добьёшься цели. Нахлынули чувства.
На месте стыковки путейцы установили портрет своего товарища – Анатолия Байкова, который не дожил до этого дня. Он работал у Бондаря, считался комиссаром бригады, а по призванию был театральным режиссёром, создал всеми любимый бамовский народный театр «Молодая гвардия». Но в августе 1983 года во время отпуска нахлынула тяжёлая болезнь. За год до стыковки Анатолий Байков умер в московской Боткинской больнице. В бригаде считали, что в праздничный день он должен быть вместе с ними – увы, только в памяти соратников.
О стыковке сообщили газеты, но высокое начальство тогда не успело за рабочими… Многие ждали стыковки в Куанде 1 октября. Эту станцию построили несколько недель назад, поэтому там в назначенный день сняли два путевых звена – и бригады снова уложили их! В торжественной обстановке, высоко поднимая покрытые бронзовой краской рельсы! С поздравлениями руководителей стройки во главе с Гейдаром Алиевым, который в те годы возглавлял правительственную комиссию по строительству БАМа. Но то была стыковка «на бис», а бамовцам, конечно, больше запомнилась сбойка на Балбухте. Именно там и тогда все по-настоящему ощутили долгожданную победу. Поэтому с годами стали отмечать именно первую, главную дату – 29 сентября.
Через месяц все участники стыковки получили государственные награды. Бригадиры стали Героями Социалистического Труда, других укладчиков наградили орденами Дружбы народов, Трудовой Славы, «Знак Почёта», медалями «За трудовую доблесть»… В Кремле ордена и медали вручал им Владимир Долгих – фронтовик, легендарный директор Норильского горно-металлургического комбината, ставший секретарём ЦК. Он курировал промышленность, в том числе железнодорожную. Что такое трудовая слава, знал не понаслышке.
В Балбухте ещё в 1984 году установили памятник, который придумали сами строители: две сходящиеся рельсовые колеи, на шпалах – названия станций, пройденных бригадами. А летом 2022 года на станции открыли ещё один монумент – посвящённый легендарным бригадирам Александру Бондарю и Ивану Варшавскому. «38 лет назад наши бригады сомкнули рельсы БАМа, к стыковке пришли путём невероятных трудностей. Но мы прошли, не сдались, выдержали. Я очень рад, что смог вновь оказаться здесь, среди первопроходцев, возводивших легендарную магистраль» – такие слова произнёс в тот день Варшавский.
Прошли десятилетия – а память об этом событии не стёрлась. Конечно, оно не стало завершением строительства БАМа. Многое ещё нужно было доработать и даже переделать. В эксплуатацию с расчётными объёмами перевозок магистраль запустили вообще лишь пять лет спустя. Однако после 29 сентября 1984 го поезда пошли по всей трассе – и это, безусловно, незабываемая веха.
«БАМ был не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны, он имел и военно-стратегическое значение, и народно-хозяйственное, работа проходила в очень сложных климатических, идеологических условиях, по сути, требовала огромного напряжения сил всего государства и прежде всего тех людей, которые там работали, которые совершили трудовой подвиг» – такие слова нашёл Президент России Владимир Путин, вспоминая тех, кто открыл «лучшую дорогу нашей жизни» 40 лет назад.
И вот почему эта дата для нас – праздничная…