Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 мая 2020 г.
  4. № 20 (6737) (20.05.2020)
Литература Библиосфера Рецензия

Чашу раскаянья радостно выпью

20 мая 2020

Владимир Шемшученко. Мысль превращается в слова.  – СПб.: Алетейя, 2020. – 190 с. 

 

Совместить гражданскую тематику с пейзажными и лирическими мотивами удаётся только большим поэтам. В остальных случаях перед читателем предстаёт либо трибун, либо певец затаённых переживаний.

Стихи Владимира Шемшученко остросоциальны, их отличает жёсткость национальных и родовых акцентов, духовная определённость, воплощённые в интонации, в словаре, в логике развития сюжета и его контрастах. Их по праву можно отнести к «поэзии мысли». Однако образность и способность поэта совмещать далёкое с близким и мгновенное с вечным выходят за границы подобного лирического ареала и рождают вещи поистине нежные и тонкие.

Книга «Мысль превращается в слова» знакомит нас с автором во многом универсальным. В заглавном тезисе книги самым важным оказывается превращение.

Шемшученко предстаёт фигурой неожиданной. Он может проявиться тихо и доверительно. И вдруг возникает сюжетный перелом – и образ автора становится отчётлив, а речь обретает твёрдость. В новом сборнике он кажется более лиричным по сравнению со своим литературным обликом прежних лет. Цикл стихотворений «Марине» является в этом смысле центром книги. Единство любви и призвания, экзистенциальной тоски и социальной рефлексии, природных картин и жанра делают эту вещь своего рода «художественным позвоночником» всего корпуса поэтических повествований: «Чиркну спичкой – и станет светло, / И в оконном стекле отраженье / Передразнит любое движенье, / И рука превратится в крыло...», «Вспомни, как не плясал под чужую дуду, / Как старался в дугу не согнуться... / Не гони меня – я без тебя пропаду, / И стихи по земле разбредутся», «Перебранка полешек, бормотанье огня / И волос твоих рыжих волнующий запах... / Я тебя назову: свет осеннего дня / Или, лучше, – предзимье на заячьих лапах».

В построении сюжета большую роль играет созерцание. Причём автор не остаётся вдалеке от событий, но неуловимо к ним приближается. В этом есть элемент кинематографа, хотя чувство меры позволяет поэту вовремя остановиться, не превращая дальнее в фантасмагорию деталей, что так примечательно в текстах модернистских авторов. Он помнит, что «Россия – это тишина», а русское созерцание приближает человека к самой материи бытия, преображая быт – начальное средство, необходимое для прозрения.

Человеческая память живёт в природе – реке, поле, лесе, которые однажды могут восстановить эпизоды прошлого: в печали – и радости, в беспощадном ужасе – и щедрости измученного сердца. Вот почему так много биографических отсылок к истории рода и дружбе с прошедшими жестокие испытания людьми («...Ты слышишь, как растёт трава / Из глаз единственного брата…», «Он был болен и знал, что умрёт…»).

Русское начало у Шемшученко никогда не пряталось, он – человек наследства. Красный и белый цвета в его строках постоянно спорят друг с другом, будто имперская Россия и её советское воплощение. Эти краски, каждая по-своему, дороги автору. Между тем он с болью понимает, что сегодня русский человек на родной земле стал фигурой неприкаянной. Исподволь, более изображая, а не называя вещи должными именами, поэт предлагает читателю мизансцены, в которых азиатский уклад теснит изначальный, славянский: «Всё назойливей запахи кухни восточной, / Но не многие знают – так пахнет беда». У него чрезвычайно обострено вглядывание и вслушивание в реальность.

 

Проснусь среди ночи, как в детстве,
            луну отдышу

В замёрзшем окошке,
            и свет снизойдёт к изголовью...

У Господа я всепрощенья себе
            не прошу,

Я только молю,
            чтобы сердце наполнил любовью.

 

Когда надо мной в одночасье
            нависнет вина

За то, что себя возомнил и судьёй,
            и пророком,

Я чашу раскаянья радостно выпью
            до дна,

Чтоб сын, повзрослев,
            из неё не отпил ненароком.

 

Приметы настоящего и прошлого Шемшученко показывает на фоне размеренной интонации лирического рассказа. Сочетание мелькнувшей жизненной грани, острой и ранящей, со спокойной сюжетной основой оказывается на редкость пронзительным. Так построены почти все финальные строки самых важных стихотворений поэта. У него непредсказуемо, но очень естественно возникает человек русской идеи, русского уклада и русского характера («Как всё просто, по-русски, без глупых прикрас», «...от безбожных отцов не рождаются русские дети», «Я – смиреннейший подмастерье, / данник русского языка», «Мы ляжем в нашу землю здесь, мы не уйдём, мы коренные…»).

Соприкасаясь с большими вещами, поэт не принимает свою зримую малость в виду огромных окружающих предметов. Он – их часть, которая столь же велика. Это слияние человеческого космоса с космосом вещественным, слияние на равных началах. Видимый человек есть только тень человека подлинного («...Между небом и мной – неразрывная нить», «...тучи тычутся в колени / И тают от тепла руки», «...заново научишься дышать / И чувствовать губами привкус звука»).

В мироощущении отражается происхождение автора. Он может посетовать на «западный» Петербург («Всё никак не привыкну к лесам и болотам, / Не хватает простора глазам степняка»), но все его стихи о городе теряются на фоне более общих сюжетов. Кажется, в них нет сверхзадачи, лирического откровения. И в том – не изъян Шемшученко, тут видны бытийные провалы города как такового. Мы подошли к черте, отделяющей органичную жизнь от искусственной, вольное и радостное присутствие в мире – от выморочного и безысходного. Близость подобной вехи сказывается на всём строе современного ума и душевного обыкновения – в России это кажется несомненным...

 

Как дышится легко! Как звёзды высоки!

И воздух не горчит, а первым пахнет снегом...

Я подниму с земли листочки-лепестки

И глубоко вдохну, и выдохну: О-н-е-г-а...

 

Противоречивая натура поэта позволяет ему без церемоний, «прямо в губы» целовать слова. Хотя такой облик во многом напускной: автор вслушивается в звучание речи и искусно организует её, оживотворяя художественными образами – и уходя от первоначальной сухости замысла («Подснежник скукожился в банке, / Как ставшая былью мечта»). Поэт рисует нравы литературной среды в духе традиций Блока и Есенина.

 

Позарастала жизнь разрыв-травой.

Мы в простоте сказать не можем слова.

Ушёл, не нарушая наш покой,

Безвестный гений, не нашедший крова.

 

Поэтическое вдохновение, по Шемшученко, стоит соединять с реальным миром, яркими чувствами, с любовью к Родине, с неподвластной разуму песней. Поэзия – рядом с нами и внутри нас, на грани видимого и невидимого. И в этом её загадка и великая сила.

 

Не заглядывай в бездну, поэт, –

Жизнь земная всего лишь минутка.

Расскажи, как цветёт незабудка,

Поднебесья вобравшая цвет.

 

Очевидна драгоценная для нынешнего времени особенность таланта автора – способность видеть предмет и картину как нечто целостное. Острота зрения позволяет ему вглядываться в детали, не расчленяя действительность на мёртвые составные части. Красота и смысл – не инструменты познания отчуждённого мира, а часть человека и царства, в которое он был некогда призван Создателем.

Тэги: Книга Владимир Шемшученко Мысль превращается в слова
Обсудить в группе Telegram

Вячеслав Лютый

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Помогай Бог!

    10.06.2024
  • Петергофочувствование

    12.12.2023
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Отвергнутая чаша сна

    19.11.2023
  • Высокий, ясный, достойный

    07.04.2023
  • Правда солдата Никулина

    142 голосов
  • Испытание оттепелью

    139 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS