Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 октября 2024 г.
  4. № 41 (6955) (16.10.2024)
Литература Библиосфера

Человек человеку гангсталкер

17 октября 2024

Роман Богословский. Гангсталкер. – М.: Издательство + дизайн-бюро «ред.», 2023. – 251 с.

Иногда рецензенту хочется поспорить с автором книги, о которой он пишет. В случае с новой книгой Романа Богословского «Гангсталкер» мне порой вспоминался знаменитый возглас Станиславского, когда в глаза бросались противоречивые либо нелогичные моменты.

Один из них возник уже в аннотации. Книга включает повесть «Гангсталкер», давшую название сборнику, и семь рассказов, но анонсируется только повесть: «Вопрос гангсталкинга никогда прежде так открыто и честно в русской культуре не поднимался… Столь пристальное рассмотрение темы… гангстерского преследования личности по всем каналам и направлениям… – это мощнейшее осмысление всех тайных и явных страхов человечества». Не верю, см. ниже. Повесть рекомендовали как специалистам множества отраслей, вплоть до демонологии, «так и всем любителям динамичной остросюжетной прозы».

Гангсталкинг (калька двух английских слов – «гангстерское преследование») – это групповое третирование жертвы по сложно организованной системе, куда входят и круглосуточная слежка, и различные дистанционные психические воздействия, включая психотронное оружие. Противоречие, по мне, в том, что суть явления из текста Богословского понять легко, цель и смысл – трудно.

Вся повесть – пространная беседа неизвестного интервьюера с Германом Слуцким, 30 лет: тот был жертвой гангсталкинга, а потом стал сам травить прочих бедолаг. Спойлер: конечно же, парень беседует с очередным гангсталкером. Интрига в том, что Герман научился уходить от ментального преследования, и злодеям надо было понять как. Тот выболтал секрет и был отпущен с миром. «– Ваш рассказ нужен был только для того, – монотонно… заговорил голос, – чтобы мы поняли, как вы попали туда, в то измерение, которое нам неподвластно, недоступно и непонятно. Вы только представьте, мы научились вторгаться во всё… Но то, что случилось с вами в камере депривации, – совершенно непостижимо для нас, неподвластно нашим технологиям». Неясно другое: кому и для чего нужно было два года мурыжить неприметного члена общества, работающего финансовым консультантом, и иных столь же мелких сошек?.. Чётко ли это видит сам автор? Богословский ввёл в повествование зловещий Синдикат, который и занимается гангсталкингом. Словно бы эта фигура сама по себе всё объясняет. Или отсылает к известному афоризму: если надо объяснять, то не надо объяснять.

Юрий Татаренко взял у Богословского интервью для портала «Литобоз». Писатель рассказал, что первым дошёл до мысли описать гангсталкинг, ибо «режиссёры, драматурги и писатели прошлого прошли мимо темы». В его глазах «Гангсталкер» – это, скорее, духовная литература, замаскированная под светскую». При этом автор отрицал, что его сочинение относится к многочисленной «серии теории заговоров» (да ну?!). Но о том, кому и зачем нужен гангсталкер, пробуждающий в человеке тайные страхи, в интервью ни слова…

В повести концы с концами связаны так: Синдикат мучает Германа, мстя его бабушке Кристине. Она так же, как внучок, не поддалась психическому воздействию и 30 лет назад ушла из Синдиката. Но этот ход решает личную драму Германа, а не сверхзадачу повести. Сверхзадача – стремление Синдиката к мировому господству: «…пока на земле есть люди, которые не подвластны контролю Синдиката, мы не успокоимся. Не считая отшельников, монахов и старцев, таковых на планете сейчас только трое – это ты, твоя старая бабка и девушка Рита». Организация хочет подключить к своей системе даже покойников. Ладно, но зачем столь глобальная власть Синдикату?.. Нет ответа. А рецензент Игорь Попов в журнале «Сноб» подметил, что не столь тотально могущество Синдиката, кое в чём он себя ведёт алогично: всемирный правитель боится подпасть под уголовку и т.п.

К слову, остросюжетности повести вредит оформление в виде диалога. С одной стороны, прямая речь даёт возможность описать чувства загнанного человека от первого лица – а чувства тут ох как важны. С другой – она придаёт повествованию монотонность и однотипность. Да и хулиганства гангсталкеров выходят однообразными и перестают волновать и рождать сочувствие к героям. Почувствовав ослабление интереса на середине повести, я подумала: будь информация разбита на блоки от лица автора и лица жертвы, вышло бы мощнее.

Я нашла в повести главный смысл, не возносящийся к вершинам мироуправления, а находящийся на уровне обывательском. Он прост: верить никому нельзя. Любой сосед и прохожий на улице может оказаться не тем, кем видится. Человек человеку гангсталкер. Но такого гангсталкинга в русской прозе выше крыши: это и «коммунальные» рассказы Зощенко, и повесть-сказка Василия Шукшина «Точка зрения» 1960 х годов, где мать невесты соседке в суп керосин подливала. Зато, если гангсталкинг относить к индивидам, а не к «мировой закулисе», срастается цельная идея книги, где рассказы продолжают повесть. Малая проза Богословского развивает тезис «Человек человеку гангсталкер».

Ярко говорит об этом рассказ «В поле»: мужик нарочно тащит дочь и зятя из гостей ранней весной домой на ночь глядя через поле, чтобы приучить изнеженного, по его мнению, молодого парня к лишениям, которые сам испытал на фронтах Великой Отечественной войны. Или «Умирающий»: отец, знаменитый дирижёр, якобы находящийся при смерти, отказывает сыну в наследстве. В итоге именно сын Данил умирает от сердечного приступа, а старик отписывает невестке имущество и играет с оркестром единственное музыкальное сочинение покойного отпрыска, воздавая ему дань памяти. Эти истории окончательно низводят тему гангсталкинга от политики таинственного Синдиката к межчеловеческим отношениям и отменяют её только как остросовременную проблему. Но в целом рассказы Богословского светлее и лиричнее его же повести. Особенно приятен рассказ «Переспали»: характерное название обманывает ожидания изысканным каламбуром, а из рутины будней и страхов находится лёгкий и гуманный выход. Будь все тексты в «Гангсталкере» такими, я бы в эту книгу полностью поверила.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Елена Сафронова

Прозаик, литературный критик-публицист. Постоян... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS