На днях меня пригласили на канал «Столица». – А какая тема разговора? – поинтересовалась я, потому что была так занята в эти дни, что решила: если что-то несерьёзное – не поеду.
– Москва читающая, – ответили мне, и я, разумеется, сразу же согласилась, ибо что на свете важнее чтения: скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
На передаче меня в лоб спросили, что читают (и читают ли вообще) жители столицы: как будто я социолог и постоянно провожу по этому поводу опросы. Я, перефразируя слова известной песни, ответила, что я вам не скажу за всю столицу – вся столица слишком велика, но…
Могу поделиться своими наблюдениями за людьми, к примеру, читающими в метро.
В метро читают многие (у остальных либо наушники в ушах, либо банка пива в руках): вопрос – что.
Я заметила, что многие читающие в так называемое бросовое время и книги читают, на мой взгляд, годные лишь на выброс: Маринину, Шилову и иже с ними. Почему-то люди считают, что в свободное время нужно читать свободную (от всего) литературу, не понимая, что ведь и свободное, бросовое, время – это время их жизни.
Вы скажете: «А что им в метро – Достоевского читать?» – и я отвечу: «А почему бы и нет?» Я, например, всегда и везде читаю только свои книги, то есть книги, на мой взгляд, достойные чтения вообще.
(Помню, лежала я как-то в больнице. В палату вошёл мой лечащий врач и пригляделся к стойке книг на тумбочке: Достоевский, Бердяев, Славникова, Лимонов. «Э нет, дорогуша, так дело не пойдёт, – сказала мне Лариса Ивановна. – Кто же в больнице такие книги читает? Уберите немедленно. – И, увидев мои несчастные глаза, добавила: – Я вам другие принесу». Она сдержала слово и, кончив обход, действительно принесла другие книги: стопку женских любовных романов. «То, что доктор прописал», – улыбнулась Лариса Ивановна.
И я начала читать. Текст не лез в голову, я запихивала его насильно, короче, это была настоящая пытка. «Всё-таки каждый должен заниматься своим делом, – подумала я, – врачи, например, прописывать лекарства, а не книги». И стала потихоньку читать свои книги. «Вот видите, – заметила моя доктор, с удовольствием глядя на стопку принесённых ею книг на моей тумбочке, – и лечение пошло быстрее».)
Почему-то многие считают, что от «лёгких» книг становится легче. Но парадокс заключается в том, что легче как раз становится от «тяжёлых» книг, потому что они помогают разобраться в себе и жизни, а от «лёгких» становится тяжелее: будто мусором набили голову.
И ведь так считаю не я одна. В том же метро я вижу людей, читающих Достоевского, Гоголя, Улицкую, Петрушевскую, Полякова.
Один раз даже видела, как тётенька читала «Как закалялась сталь». Может, решила вспомнить комсомольскую молодость?
Что касается детей, материи более мне близкой, то они делятся на три категории: не читающие вообще (такие, когда их просишь прочесть что-нибудь вслух, читают по слогам: разучились), читающих ерунду: «Гарри Поттера», «Книги для будущих принцесс», комиксы и пр., и детей, читающих книги. Кстати, резкой разницы между вторыми и третьими нет (только между первыми и остальными): девочка, сегодня читающая Оскара Уайльда или Дину Рубину, завтра может читать что-то гламурное, названия чего я и не упомню. Это не беда – просто неустоявшийся вкус.
Как его «устоять»? Окружите ребёнка хорошими книгами. А то на уроке по Грибоедову одна моя ученица пользовалась текстом «Горя от ума»… скачанным из Интернета.
«А что, у вас дома нет этой книги?» – спросила я. «Нет, – ответила моя ученица. – У нас все книги на даче». То есть там, подумала я, куда отвозят всё отслужившее свой век, ненужное, мешающее. Но зато другой мой ученик на вопрос, что он недавно прочёл, ответил: «Швейка».
– А что читаешь сейчас? – удивилась я.
– «Фауста», – скромно ответил мальчишка.
– А кто же тебе даёт такие книги? – поинтересовалась я.
– А у нас дома «Всемирка», вот я и тягаю помаленьку, – был ответ.
Кроме того, есть золотое правило: если вы хотите, чтобы ваши дети что-то делали, делайте это сами.
А то нынешние родители только кричат: «Да я в твоём возрасте!..»
Господа, а в своём возрасте читаете ли вы что-нибудь? Часто ли видят вас ваши дети с книгой в руках?
Как заставить читать? Например, я беру своих учеников (извините за сленг) на понт.
– Как,– закатываю я глаза, – вы не знаете, что в наше время быть неначитанным не круто?! Так вот я сообщаю вам эту новость.
(К слову сказать, вы обратили внимание, что слово «начитанный» вышло из употребления? Сейчас говорят: продвинутый, ботаник.)
На телевидении меня, упирая на то, что программа утренняя, умоляли: «Больше позитива! Человек с утра должен улыбнуться!..»
Так вот чтоб улыбнуться.
Лежит у меня на учительском столе книжка. Подходит одна моя, кстати сказать, читающая ученица: «Ой, Инна Александровна! Что это у вас за такая книжка «Па’рни»?»
«Это не «Па’рни», – говорю я надзирательно, – а Парни’ – и тут же по учительской привычке всё объяснять добавляю: – Французский эротический поэт XVIII века».
– Эротический! – восклицает моя ученица.– Дайте почитать…