В начале июля 1878 года Фёдор Михайлович Достоевский посетил Оптину пустынь, и состоявшаяся там встреча с преподобным Амвросием оказала большое влияние на духовные взгляды писателя. В Оптиной, можно сказать, у находящегося в духовных поисках писателя окончательно сформировались ответы на его искания. С 12 по 14 июля в этом году прошли в Оптиной пустыни «Дни Достоевского», и участники мероприятий задавались вопросами о творчестве Фёдора Михайловича и значении его произведений сегодня. В этой статье я хочу продолжить начатую там дискуссию.
В письме к брату Фёдор Михайлович, будучи ещё совсем молодым, написал такие строки: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Уже эти слова показывают глубину мысли Достоевского как человека и писателя. Безусловно, никто тогда не сказал бы заранее, что именно этот человек будет одним из сильнейших авторов всей мировой литературы, одним из тех, кто будет влиять на души, сердца, умы людей по всему миру в течение веков. Но Господь дал необыкновенный талант, а сам Достоевский понял, что действительно интересно и важно в жизни, чему стоит отдать силы и время.
С юных лет он осознаёт, как сложен, многогранен человек, понимает, что человека нельзя свести к чему-то простому, однозначному: «Человек есть тайна». И дальше: «Её надо разгадать». Это слова человека, который станет одним из создателей психологической прозы, безусловной величиной в литературе и в жизни для миллионов людей.
Восемнадцатилетний Достоевский знал, что человек – тайна, которую предстоит разгадывать всю жизнь. Как разительно это отличается от попыток, в том числе современных, упростить человека, свести его, например, только к простым физиологическим потребностям, незамысловатым сиюминутным желаниям.
Видение человека у Фёдора Михайловича Достоевского кардинально отличается от популярных сегодня попыток манипулировать другими людьми, добиваться от них того поведения, тех действий или слов, которых хочется кому-то. В основе таких попыток лежит пренебрежение к человеку, восприятие его как чего-то вроде куклы-марионетки.
У Достоевского «человек есть тайна». А в наши дни, к сожалению, человек нередко воспринимается всего лишь как средство – средство достижения чего-то желаемого для другого. Тайна интересна, к ней относятся с постоянным вниманием. Средство же интересует ровно в той мере, в какой им можно воспользоваться для достижения собственных целей. И, к сожалению, так нередко сегодня бывает: человек – это средство приобрести для себя что-то желанное, получить какую-то выгоду, удовлетворение своим потребностям и т.п. Тайну разгадывают. Средство используют. Вот и давайте все вместе задумаемся: мы хотим жить в мире, в обществе, где человек тайна или средство; мы сами хотим быть тайной или средством? Можно поставить вопрос по-другому: мы сами хотим быть тайной, которую интересно и нужно познавать всю жизнь, или кем-то слишком уж простым, состоящим из инстинктов и самых простых желаний?
Если мы выбираем первое, нам необходимо читать русскую классику. Разумеется, нам нужно читать и перечитывать Евангелие, читать произведения Фёдора Михайловича Достоевского. Такие книги делают человека хотя бы немного лучше, в хорошем смысле сложнее, интереснее.
На что не жаль времени – даже всей жизни – человеку, ставшему классиком мировой литературы? На разгадывание тайны человека, на понимание людей, на то, чтобы самому быть настоящим человеком. Заметьте, не на обретение как можно больших материальных богатств, не на стремление стать знаменитым, а на человека как тайну. Вот так и происходит становление настоящего писателя.
Человек, читающий Евангелие и хорошие книги, научится видеть тайну в другом человеке и будет относиться к этой тайне с уважением и интересом. Другой человек станет для него подобен интересной книге, понять которую до конца невозможно.
Достоевский пишет: «…я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Тайна есть не только в другом. Каждый из нас и для себя самого во многом тайна. И человеком не только рождаются – человеком становятся. Потому что можно родиться человеком по биологическому виду, но провести свою жизнь так, что будет стыдно называться человеком, а уж тем более Божиим творением.
Каждый из нас несовершенен, каждый не раз ошибётся, каждый порой будет совершать что-то, за что сам же себя будет потом укорять и чего будет стыдиться, о чём не раз будет напоминать совесть. Но при всём при этом человек будет самым искренним образом стремиться быть лучше, работать над собой, он будет стараться жить так, чтобы соответствовать самому слову «человек». Не зря же одно из лучших качеств – внимательное, отзывчивое, чуткое отношение к другим людям – называется человечностью.
Мы начали разговор со слов Достоевского. Мы немного поговорили о них. Вспомните его слова снова через несколько дней, месяцев и через несколько лет. Вернитесь к ним. И вы сами заметите: со временем человек как тайна будет вам всё интереснее.
Митрополит Калужский и Боровский Климент, ректор Калужской духовной семинарии