Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 30 сентября 2020 г.
  4. № 39 (6754) (30.09.2020)
Искусство

Человек-колосс

К 100-летию со дня рождения Сергея Бондарчука

30 сентября 2020
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в фильме «Судьба человека»

Стойкое ощущение: поколения актёров и режиссёров, следующие за тем, ярчайшим представителем которого был Сергей Бондарчук, – пожиже: и в плане мастерства, и в смысле реализации себя в профессии, которая, в сущности, больше служение.

Эпоха гудела в творческой крови Сергея Бондарчука: она требовала воплощения – со всею своею переогромленностью, минусами и плюсами, и мастер соответствовал её требованиям.

Впрочем, эпоха будет не совсем верно – эпохи. Ибо, к примеру, его герой отец Сергий был не отсюда, как и дóлжно, но завораживал так, что степень переосмысления жизни своей становилась высокой.

В чём суть актёрства и режиссуры?

Вводить в мир работы такой силы, чтобы зритель, смотря фильм или спектакль, рос душою, переосмысливая собственное прожитое; становился выше, лучше, чище, добрее, сострадательнее.

Ужасно актёрство, тупо и расчётливо поставленное на коммерческую основу, – мелькание вроде бы одарённых артистов в ничтожных сериалах оскорбляет и их, и людей с более-менее развитым эстетическим вкусом.

…Рокотал Отелло Бондарчука: суровый и нежный, одержимый любовью и доверчивый. Славный воин, которого так легко оказалось обмануть, не столько ревнивец, сколько «брезгливец» – в нравственном отношении.

Пафос, с которым Бондарчук делал венецианского мавра, нигде не переходил границ, а сила, с которой давался общий очерк роли, равна была искусству работы серебряным карандашом старого художника-виртуоза.

Человек из плазмы людской – той, которая побеждает любую тьму, наползающую на страну, – Андрей Соколов поражал смесью мужества и такта, стойкости и застенчивости. О! Сколько же красок было в актёрской палитре Бондарчука, и не найти одной превалирующей – все сильны.

«Судьба человека» стала и режиссёрским дебютом художника.

Потом развернулись грандиозные пласты «Войны и мира».

Условность всякой экранизации очевидна. Адекватного киновоплощения великому языку литературного шедевра быть не может; удивительно, что в сфере экранизаций тоже могут случаться шедевры – и вариант «Войны и мира» Бондарчука тому примером.

Он сам в образе Пьера – мучающийся и наслаждающийся, растерянный порой, как ребёнок, забытый в толпе, постепенно находящий духовную свою дорогу, вписан в нашу жизнь в чуть меньшей степени, чем Пьер из романа, – но именно, что чуть. В большинстве же случаев экранные воплощения знаменитых персонажей остаются в клетках кинокадров…

Из экранизации «Войны и мира» целый ряд героев вышел, чтобы жить среди нас: и в этом тоже немалая заслуга Бондарчука-режиссёра.

Человек-колосс, человек, трудом своим, монументальным и нежным, точно оправдывающий существование кино, сегодня, к сожалению, всё больше и больше нисходящего в мутные бездны развлекалова. Человек, показывающий, как высока может быть миссия актёра и режиссёра.

Тэги: Эпоха Кинематограф Александр Балтин Сергей Бондарчук
Обсудить в группе Telegram

Александр Балтин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Я относился к нему, как к сыну»

    10.07.2024
  • Профессия - Ширвиндт

    19.03.2024
  • Поле души человеческой

    05.10.2023
  • Актёрская профессия спасает, огорчает и радует

    13.09.2023
  • «Будущих былин Святогор богатырь…»

    19.07.2023
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Самостоянье человека, залог величия его

    242 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Пробившийся сквозь время

    89 голосов
  • Кино, несовместимое с жизнью

    87 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS