Сегодня у нас в гостях классик сербской литературы, великолепный сатирик и драматург Бранислав Нушич – человек, который не боялся смеяться, который заставил улыбаться всю Европу. Спектакли по его пьесам и сейчас собирают в России полные залы...
Нушич родился 8 октября 1864-го, в год, когда умер основоположник сербской литературы Вук Караджич, и при рождении получил имя Алкивиад; впоследствии славянский аналог этого имени – Бранислав – станет его псевдонимом. В семье Нушича было пять детей, он был четвёртым, жили небогато. Но гимназию окончил, а потом и университеты в Граце и Белграде. И в неполные 20 лет уже заявил о себе комедией «Народный депутат», разрешённой к постановке лишь в 1896 году. Участие в сербско-болгарской войне 1885 г. вылилось в жёсткие, насквозь антивоенные «Рассказы капрала». Наконец, включился и в политическую деятельность и в 1887 году за сатирическую песню «Два раба», направленную против короля Милана Обреновича, получил два года тюрьмы. Правда, через сто дней был помилован и впоследствии даже сделал некоторую карьеру как дипломатический чиновник и начальник уезда, а тюрьму иронически называл «моя Эльба».
Иронии Нушичу вообще было не занимать, в его пьесах она била ключом. Он написал четыре романа, почти 50 пьес и около 500 рассказов и газетных фельетонов. Кумиром своим считал Гоголя, гордясь сравнением с ним, цитировал «Ревизора». И публика любила Нушича безоглядно – народ выстраивался в очередь за билетами на его пьесы и от души смеялся над его комедиями. Он стал редактором «Театральной газеты», директором театров в Нови-Саде, Скопле, Белграде... Но и политику не забывал – после аннексии Австрией Боснии и Герцеговины участвовал в патриотическом движении, охватившем всю Сербию. На Первой мировой войне потерял сына, вынужден был из-за резко антивоенных своих статей эмигрировать в Швейцарию; после войны, вернувшись, поддерживал антифашистские силы.
Наступление фашизма в 30-х годах усилило интерес Нушича к большим социальным проблемам, лёгкая ирония превращается в бичующую сатиру, поднимаясь до гротесков уже щедринского уровня. Особенно заметно это в великолепной «Госпоже министерше», памятной нам по блистательному дуэту Веры Марецкой и Ростислава Плятта в Театре им. Моссовета. Впрочем, и сейчас пьеса имеет шумный успех в Театре Российской армии.
Фактически Нушич стал классиком ещё при жизни, а вот в Академию его долго не принимали, считая недостаточно серьёзным. И в ответ шестидесятилетний классик написал одну из самых смешных книг мировой литературы – «Автобиографию», мотивируя свой поступок в предисловии тем, что каждый академик обязан написать автобиографию, так что он решил позаботиться об этом заблаговременно. Плотность юмора в «Автобиографии» просто зашкаливает, мне реально не доводилось читать ничего подобного – смех разбирает буквально после каждого абзаца. И академиком Нушича таки избрали, но всё же только в 1933 году.
Смерть Нушича в январе 1938 г. стала национальной трагедией. Остались незаконченные работы, а в Загребе шла премьера пьесы с пророческим названием «Покойник». Да, классик позаботился и об этом – в «Автобиографии», как библейский Моисей, он написал и про собственную смерть, но и тут сохранил иронию – его последними словами были: «Почём на базаре дыни?»