Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 декабря 2024 г.
  4. № 50 (6964) (18.12.2024)
Спецпроект Станционный смотритель

Человек-локомотив

Машинист Виталий Соснин так и не стал математиком

18 декабря 2024
Виталий Фёдорович Соснин (1923–2013)

Как-то рассказывая о быстро сбывшейся детской мечте – стать машинистом паровоза, ветеран-железнодорожник, участник Великой Отечественной Виталий Фёдорович Соснин признался, что профессию ему выбрало нелёгкое предвоенное время. А вот заветная мечта детства – быть учёным, математиком, – увы, так и не осуществилась. Потому что стальным магистралям Соснин остался верен на всю жизнь…

Есть в Тюменской области, в Омутинском районе, село Вагай. В минувшие века оно называлось несколько иначе – Зимовье-Вагайское. Там в сентябре 1923 года в семье стрелочника Фёдора Соснина родился сын Виталий. К паровозным гудкам он привык с первых дней жизни, поэтому предсказать, что юноша свяжет судьбу с железной дорогой, было несложно. В 16 лет Виталий уже являлся дипломированным слесарем по ремонту паровозов. Потом работал кочегаром, помощником машиниста. 22 июня 1941 года в очередном рейсе он узнал о том, что началась война.

Весной 1942 го Соснин призван в армию. Он давно рвался на фронт, даже не достигнув призывного возраста. Хотя служба на железной дороге в то время приравнивалась к воинской, а в тылу, как справедливо говорили, всегда есть место подвигу, молодой сибиряк считал, что судьба войны решается на полях сражений. Его направили в Тюменское пехотное училище. До полноценного выпуска дело не дошло – через два месяца курсантов в срочном порядке послали на передовую. Командирского звания Соснин не получил, но из училища прибыл на фронт в добротных офицерских сапогах. Под Сталинградом их не снимали с позиций даже в часы отдыха: бойцов в любую минуту могли бросить в бой, тут уж не до переодеваний.

Миномётчик Соснин сражался доблестно. Летом 1942 го получил опасное осколочное ранение в живот, но в госпитале пролежал недолго и вернулся в свою часть. А вскоре последовал приказ Ставки – машинистов перевести с передовой в родные депо: железной дороге остро не хватало кадров…

Он служил машинистом в составе колонн паровозов особого резерва. В том числе в районе Сталинградской битвы, которая завершалась наступлением Красной армии, сужавшей кольцо вокруг гитлеровцев. В 1944 году Соснин до конца понял, что служба машиниста в военное время не менее опасна, чем солдатская. Ремонтируя паровоз, он получил тяжёлое ранение. Обгорел. Несмотря на тяжёлые ожоги, довёл состав до Тюмени и только после этого – в больницу. И снова лечение на скорую руку, а потом в локомотив.

Хорошо знавшая Соснина журналист Людмила Касперова вспоминала, что он преклонялся перед мужеством женщин, которые не жалели себя ради Победы, работая и сражаясь за Родину рядом с мужчинами. К примеру, Надежда Суворова, которая была и кочегаром на паровозе, и помощником машиниста Соснина.

Конечно, всю тяжёлую работу выполнял Виталий Фёдорович. Однажды к нему обратились женщины – помощник машиниста и кочегар – с такими словами: «Мы пойдём в депо и станем говорить, чтобы нас от вас убрали: видим, как у вас уже третья гимнастёрка от пота, от тяжёлого труда расползается. Вам мужики в помощниках нужны».

В 1945 году за успешное выполнение задания правительства и военного командования фронтовику-машинисту вручили знак «Почётный железнодорожник».

После войны Соснин – один из первых тюменских машинистов тепловозов. Паровозы уходили в прошлое, нужно было работать по-новому. Он стал машинистом-тяжеловесником, лучшим по всем показателям в родном депо. Одновременно учился. Стремился всесторонне познать современную технику. 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Виталию Соснину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он заслужил его ещё в годы войны, но награда нашла железнодорожника в мирное время.

В 1972 м опытного машиниста, так и не ставшего математиком, получившего к тому времени не только опыт, но и высшее образование, назначили начальником Свердловской железной дороги. Именно в то время она, единственная во всём Советском Союзе, станет дважды орденоносной. Это не просто строчка в ле­тописи стальных магистралей: такие награды давали только за очень весомые достижения. Важнейшая транспортная артерия промышленного края не подводила, выполняя напряжённый план, Урал и Сибирь сыграли решающую роль в рывке, который сделала в 1970 е годы советская экономика. Это потом спичрайтеры Михаила Горбачёва назовут тот период застоем, по принципу «вали всё на предшественников». В реальности же страна развивалась, реформировалась, причём (впервые в нашей истории) на фоне роста, а не снижения уровня жизни. Так было и в железнодорожной отрасли. Строились новые транспортные узлы, модернизировались старые, нарастали объёмы грузовых перевозок, каждый год выполнялись задания по внедрению новой техники. Железная дорога менялась, а Виталий Соснин оставался незаменимым человеком.

Многие с гордостью называли себя его учениками. Виталий Фёдорович был человеком пунктуальным и в то же время открытым. С особенным вниманием относился к молодым специалистам, в его кабинет заходили без дрожи в коленях. Знали, что начальник справедлив и мудр.

Передовиков-машинистов нередко выдвигали в руководство, однако далеко не всегда им удавалось адаптироваться к управленческой работе. У Соснина же это получилось безукоризненно, о чём в Москве было хорошо известно. В 1977 году его назначили заместителем министра путей сообщения СССР (кресло руководителя ведомства тогда занял Иван Григорьевич Павловский) и одновременно начальником Главного управления промышленного железнодорожного транспорта. Соснин курировал всю энергетику отрасли, в его ведении находилось 500 депо, 96 заводов. Сорокалетний опыт работы на железной дороге помогал разобраться в этой «груде дел, суматохе явлений». Сотни дней и ночей в командировках, ответственность за жизнь десятков тысяч людей, решения, от которых зависели судьбы многих предприятий, – такова работа замминистра, который перестал быть машинистом, но остался настоящим локомотивом железнодорожного дела.

С высокой должности Виталий Фёдорович ушёл в 1985 м. Но не ушёл из отрасли: трудился в НИИ железнодорожного транспорта. Хватало забот и в Совете ветеранов.

Паровоз Виталия Соснина около клуба «Железнодорожник» в Тюмени

Солдат, машинист, управленец, он прожил почти 90 лет. Когда-то он был самым молодым помощником машиниста в Тюменском депо, а уходил на покой, будучи признанным дуайеном железных дорог. Никогда не терял интереса к развитию отрасли, следил за техническими новинками. Друзья не сомневались: секрет долгожительства Виталия Фёдоровича Соснина в том, что он нашёл себя в профессии и познал в ней всё. Герою Труда выпала уникальная судьба: он успел поработать в годы первых пятилеток, прошёл войну и как солдат, и как машинист, после войны бил рекорды на тепловозах и стал умелым и компетентным руководителем.

30 июня 2012 года имя Соснина присвоили электровозу 2ЭС6 № 50, приписанному к локомотивному депо Свердловск-Сортировочный. Это был первый именной электровоз, выпущенный на заводе «Уральские локомотивы». С 2020 года лучшие студенты Уральского государственного университета путей сообщения получают стипендию имени Виталия Соснина. Ну а паровоз ФД-3331, на котором Виталий Фёдорович когда-то начинал свой трудовой путь, сегодня стоит на пьедестале неподалёку от клуба «Железнодорожник» в Тюмени. Как память не только о человеке, но и о поколении победителей, к которому принадлежал наш герой.

Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Сыны Калмыкии в боях за Родину

    08.05.2025
  • Помнить всё, что было не с нами

    08.05.2025
  • Священная память войны

    07.05.2025
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Маховик разрухи замер…

    34 голосов
  • Фронтовая теплушка

    30 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS