Как-то рассказывая о быстро сбывшейся детской мечте – стать машинистом паровоза, ветеран-железнодорожник, участник Великой Отечественной Виталий Фёдорович Соснин признался, что профессию ему выбрало нелёгкое предвоенное время. А вот заветная мечта детства – быть учёным, математиком, – увы, так и не осуществилась. Потому что стальным магистралям Соснин остался верен на всю жизнь…
Есть в Тюменской области, в Омутинском районе, село Вагай. В минувшие века оно называлось несколько иначе – Зимовье-Вагайское. Там в сентябре 1923 года в семье стрелочника Фёдора Соснина родился сын Виталий. К паровозным гудкам он привык с первых дней жизни, поэтому предсказать, что юноша свяжет судьбу с железной дорогой, было несложно. В 16 лет Виталий уже являлся дипломированным слесарем по ремонту паровозов. Потом работал кочегаром, помощником машиниста. 22 июня 1941 года в очередном рейсе он узнал о том, что началась война.
Весной 1942 го Соснин призван в армию. Он давно рвался на фронт, даже не достигнув призывного возраста. Хотя служба на железной дороге в то время приравнивалась к воинской, а в тылу, как справедливо говорили, всегда есть место подвигу, молодой сибиряк считал, что судьба войны решается на полях сражений. Его направили в Тюменское пехотное училище. До полноценного выпуска дело не дошло – через два месяца курсантов в срочном порядке послали на передовую. Командирского звания Соснин не получил, но из училища прибыл на фронт в добротных офицерских сапогах. Под Сталинградом их не снимали с позиций даже в часы отдыха: бойцов в любую минуту могли бросить в бой, тут уж не до переодеваний.
Миномётчик Соснин сражался доблестно. Летом 1942 го получил опасное осколочное ранение в живот, но в госпитале пролежал недолго и вернулся в свою часть. А вскоре последовал приказ Ставки – машинистов перевести с передовой в родные депо: железной дороге остро не хватало кадров…
Он служил машинистом в составе колонн паровозов особого резерва. В том числе в районе Сталинградской битвы, которая завершалась наступлением Красной армии, сужавшей кольцо вокруг гитлеровцев. В 1944 году Соснин до конца понял, что служба машиниста в военное время не менее опасна, чем солдатская. Ремонтируя паровоз, он получил тяжёлое ранение. Обгорел. Несмотря на тяжёлые ожоги, довёл состав до Тюмени и только после этого – в больницу. И снова лечение на скорую руку, а потом в локомотив.
Хорошо знавшая Соснина журналист Людмила Касперова вспоминала, что он преклонялся перед мужеством женщин, которые не жалели себя ради Победы, работая и сражаясь за Родину рядом с мужчинами. К примеру, Надежда Суворова, которая была и кочегаром на паровозе, и помощником машиниста Соснина.
Конечно, всю тяжёлую работу выполнял Виталий Фёдорович. Однажды к нему обратились женщины – помощник машиниста и кочегар – с такими словами: «Мы пойдём в депо и станем говорить, чтобы нас от вас убрали: видим, как у вас уже третья гимнастёрка от пота, от тяжёлого труда расползается. Вам мужики в помощниках нужны».
В 1945 году за успешное выполнение задания правительства и военного командования фронтовику-машинисту вручили знак «Почётный железнодорожник».
После войны Соснин – один из первых тюменских машинистов тепловозов. Паровозы уходили в прошлое, нужно было работать по-новому. Он стал машинистом-тяжеловесником, лучшим по всем показателям в родном депо. Одновременно учился. Стремился всесторонне познать современную технику. 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Виталию Соснину было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он заслужил его ещё в годы войны, но награда нашла железнодорожника в мирное время.
В 1972 м опытного машиниста, так и не ставшего математиком, получившего к тому времени не только опыт, но и высшее образование, назначили начальником Свердловской железной дороги. Именно в то время она, единственная во всём Советском Союзе, станет дважды орденоносной. Это не просто строчка в летописи стальных магистралей: такие награды давали только за очень весомые достижения. Важнейшая транспортная артерия промышленного края не подводила, выполняя напряжённый план, Урал и Сибирь сыграли решающую роль в рывке, который сделала в 1970 е годы советская экономика. Это потом спичрайтеры Михаила Горбачёва назовут тот период застоем, по принципу «вали всё на предшественников». В реальности же страна развивалась, реформировалась, причём (впервые в нашей истории) на фоне роста, а не снижения уровня жизни. Так было и в железнодорожной отрасли. Строились новые транспортные узлы, модернизировались старые, нарастали объёмы грузовых перевозок, каждый год выполнялись задания по внедрению новой техники. Железная дорога менялась, а Виталий Соснин оставался незаменимым человеком.
Многие с гордостью называли себя его учениками. Виталий Фёдорович был человеком пунктуальным и в то же время открытым. С особенным вниманием относился к молодым специалистам, в его кабинет заходили без дрожи в коленях. Знали, что начальник справедлив и мудр.
Передовиков-машинистов нередко выдвигали в руководство, однако далеко не всегда им удавалось адаптироваться к управленческой работе. У Соснина же это получилось безукоризненно, о чём в Москве было хорошо известно. В 1977 году его назначили заместителем министра путей сообщения СССР (кресло руководителя ведомства тогда занял Иван Григорьевич Павловский) и одновременно начальником Главного управления промышленного железнодорожного транспорта. Соснин курировал всю энергетику отрасли, в его ведении находилось 500 депо, 96 заводов. Сорокалетний опыт работы на железной дороге помогал разобраться в этой «груде дел, суматохе явлений». Сотни дней и ночей в командировках, ответственность за жизнь десятков тысяч людей, решения, от которых зависели судьбы многих предприятий, – такова работа замминистра, который перестал быть машинистом, но остался настоящим локомотивом железнодорожного дела.
С высокой должности Виталий Фёдорович ушёл в 1985 м. Но не ушёл из отрасли: трудился в НИИ железнодорожного транспорта. Хватало забот и в Совете ветеранов.
Солдат, машинист, управленец, он прожил почти 90 лет. Когда-то он был самым молодым помощником машиниста в Тюменском депо, а уходил на покой, будучи признанным дуайеном железных дорог. Никогда не терял интереса к развитию отрасли, следил за техническими новинками. Друзья не сомневались: секрет долгожительства Виталия Фёдоровича Соснина в том, что он нашёл себя в профессии и познал в ней всё. Герою Труда выпала уникальная судьба: он успел поработать в годы первых пятилеток, прошёл войну и как солдат, и как машинист, после войны бил рекорды на тепловозах и стал умелым и компетентным руководителем.
30 июня 2012 года имя Соснина присвоили электровозу 2ЭС6 № 50, приписанному к локомотивному депо Свердловск-Сортировочный. Это был первый именной электровоз, выпущенный на заводе «Уральские локомотивы». С 2020 года лучшие студенты Уральского государственного университета путей сообщения получают стипендию имени Виталия Соснина. Ну а паровоз ФД-3331, на котором Виталий Фёдорович когда-то начинал свой трудовой путь, сегодня стоит на пьедестале неподалёку от клуба «Железнодорожник» в Тюмени. Как память не только о человеке, но и о поколении победителей, к которому принадлежал наш герой.