Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 марта 2023 г.
Искусство Культура

Человек на остановке

26 марта – пятая годовщина со дня кончины Сергея Пантелеевича Мавроди (1955–2018).

29 марта 2023

Один из самых знаменитых авантюристов последних десятилетий не только в российском, но, пожалуй, и в мировом масштабе, он скончался от сердечного приступа – и не в роскошном поместье, не в элитном медицинском комплексе, не на тюремной шконке, наконец. То, что не минует никого из нас, настигло его на автобусной остановке – как какого-нибудь обывателя, одного из тех, кто пострадал от комбинаций АО «МММ». Многих такое завершение жизненного пути поразило настолько, что смерть Мавроди превратилась в мем и источник художественной рефлексии. Скажем, современный стихотворец Павел Егоров откликнулся на смерть Мавроди такими строками:

Человек на остановке жутко смотрит в небосвод.

Человек на остановке явно не автобус ждёт.

Человек на остановке не шевелится, не спит,

Человек на остановке прямо в самый корень зрит.

К человеку вдруг подходят синих грузных тела два,

К человеку свет наводят – это фельдшер и сестра.

К человеку иглы тянут во спасенье вещество,

Но ему уже не надо, он не здесь уже давно.

Его жизнь, во всяком случае в девяностые, была буквальной реализацией формулы «Нет такой трудности, которую не превозмогло бы нахальство». История компании «МММ» и Сергея Мавроди в очередной раз подтвердила: что угодно возможно продать кому угодно. Бизнес, или, условно говоря, «бизнес» Мавроди, как известно, был построен по принципу пирамиды – когда те, кто на самом верху, незначительное меньшинство, оттопыриваются за счёт большинства, тех, кто оказался в основании этой самой геометрической фигуры. В случае с Мавроди ирония судьбы заключалась ещё и в том, что он, человек на вершине, оказался гораздо менее удачлив, нежели его многочисленная обслуга, вроде бы стоящая много ниже по социальной лестнице: жизнь взаперти на съёмной квартире, десятилетиями тянувшийся стресс, суды, тюремный срок… Не говоря уже про проклятие миллионов жертв и в том числе родственников – жить с фамилией Мавроди нынче примерно то же самое, что и с фамилией Чикатило.

Но ведь прекрасно при этом себя чувствовали разнообразные, как сказано в мультике про Карлсона, телевизионные деятели искусств, все эти медиаменеджеры, актёры – режиссёры – продюсеры, рекламные агенты, с удовольствием осваивавшие огромные рекламные бюджеты, всемирно учёные профессора-экономисты, правительственные эксперты и прочие платные болтуны, не понимавшие якобы, что вообще происходит и к чему это всё идёт; правоохранители, «проглядевшие» аферу века и не сумевшие ничего сделать, когда Мавроди фактически купил себе статус депутата Государственной думы – ради неприкосновенности. И никто ничего, как выясняется, сделать не мог: «Закон для меня свят, я немею перед законом». У многих из этих выгодоприобретателей, вольных или невольных соучастников аферы тысячелетия, и в том числе благодаря деньгам от Сергея Пантелеевича и прочих пирамидостроителей, вот уже почти тридцать лет всё очень и очень неплохо. Во всяком случае, насколько известно, никто на помойке не роется.

Не говоря уже о том, что, по разным свидетельствам, когда у Мавроди начались проблемы, из офисов МММ было вывезено семнадцать КамАЗов с наличными. Судьба их неизвестна.

Много вопросов и пересудов вызвал относительно мягкий приговор Мавроди: четыре года и шесть месяцев лишения свободы, освобождён прямо в зале суда за отбытым в следственном изоляторе – да сейчас за банальную взятку дают больше. Я некомпетентен оценивать работу правоохранительных и судебных органов, но для меня очевидно, что вся эта история, несмотря на все книги и фильмы, ей посвящённые, так и не была адекватно проанализирована силами искусства и общественных наук. Человек, как известно, есть продукт сложного взаимодействия с миром, другими людьми, и было бы печальным упрощением сводить взлёт и падение АО «МММ» и его первого лица исключительно к личности самого С.П. Мавроди: дескать, печальный фрик с внешностью ботана-аутиста взял да и надул в одиночку несколько миллионов.

Так не бывает.

А как бывает? В этом, надеюсь, инженеры человеческих душ ещё разберутся. Просто ради того, чтобы подобное не повторялось – во всяком случае, в таких масштабах.

Сергей Князев,

Санкт-Петербург

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Федор Безносиков: «Для меня театр оказался порталом в другое измерение»

    19.05.2025
  • Балет рифмуется с «Наследием»

    16.05.2025
  • Он – режиссёр. Этим и интересен

    16.05.2025
  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • «Русские держат двери открытыми»

    15.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS