А действительно, куда она делась?
Почему пропала Гелла из последней скачки Воланда? А ведь была. И была даже в черновиках. Почему её вычеркнули?
Рыжей вампирши-служанки нет в летящей прочь из Москвы дьявольской свите. Обаятельный кот Бегемот есть, трикстер Коровьев и одноглазый Азазелло есть. А вот Геллы нет.
И пусть меняется на глазах у читателя и под взглядом ночных небес Коровьев – Фагот, летящий рядом с Воландом по правую руку Маргариты. Вот он уже не в драной цирковой одежде, теперь он скачет, позвякивая золотою цепью повода. Он весь тёмно-фиолетовый, он никогда не улыбается.
А Геллы нет.
«Тот, кто был котом, потешающим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
А Геллы нет.
Вот и Азазелло летит со своими двойными «л» в имени, летит сбоку, сверкая доспехами. Свет луны изменил и его. Теперь его глаза одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Нету нелепого безобразного клыка, нету косоглазия.
Как и Геллы тоже нет.
И только Воланд не изменился. Маргарита думает, что если бы попыталась определить, из чего сделан повод его коня, то не смогла бы. Больше всего это похоже на лунные цепочки, сам конь – на глыбу мрака, а грива коня – на тучу. И шпоры всадника как будто пятна белеющих звёзд.
Но Булгаков забыл про Геллу. Геллы там нет.
Даже его вдова однажды воскликнула, по воспоминаниям: «Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полёте свиты Воланда среди всадников, летящих в молчании, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!!»
Причём в черновом варианте, говорят, она была.
«Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь».
Булгаков, как известно, умер, не успев закончить последние правки к роману, но, может быть, он сознательно исключил Геллу в последнем варианте текста?
Гелла – она же вампир. А все остальные – демоны.
Возможно, Воланд, прибыв на место, в Москву, просто разбудил «спящего агента», а забирать его после успешно проведённой операции не было никакого смысла.
Где же она теперь спит?
...Впрочем, забытых персонажей не так уж мало в русской литературе. И не отражающихся реплик в зеркале оригинального текста тоже.
«Человека забыли». Попробуйте найти эту фразу Фирса из чеховского «Вишнёвого сада».
Её там нет.
Аня, героиня, говорит: «Скоро взойдёт луна». О, и тут луна. Может, Фирс в этот момент тоже вампир? Они же не могут жить без луны. Фирс что-то бормочет, что-то ищет на земле около скамьи, зажигает спичку.
А потом уже, когда все исчезли со сцены, садится на диван и жалуется: «Заперто. Уехали. Про меня забыли… Ничего… я тут посижу».
А потом ложится и лежит неподвижно. Как будто в гробу.