Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 марта 2024 г.
Литература Авторская рубрика

Человека забыли

01 марта 2024

А действительно, куда она делась?

Почему пропала Гелла из последней скачки Воланда? А ведь была. И была даже в черновиках. Почему её вычеркнули?

Рыжей вампирши-служанки нет в летящей прочь из Москвы дьявольской свите. Обаятельный кот Бегемот есть, трикстер Коровьев и одноглазый Азазелло есть. А вот Геллы нет.

И пусть меняется на глазах у читателя и под взглядом ночных небес Коровьев – Фагот, летящий рядом с Воландом по правую руку Маргариты. Вот он уже не в драной цирковой одежде, теперь он скачет, позвякивая золотою цепью повода. Он весь тёмно-фиолетовый, он никогда не улыбается.

А Геллы нет.

«Тот, кто был котом, потешающим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

А Геллы нет.

Вот и Азазелло летит со своими двойными «л» в имени, летит сбоку, сверкая доспехами. Свет луны изменил и его. Теперь его глаза одинаковые, пустые и чёрные, а лицо белое и холодное. Нету нелепого безобразного клыка, нету косоглазия.

Как и Геллы тоже нет.

И только Воланд не изменился. Маргарита думает, что если бы попыталась определить, из чего сделан повод его коня, то не смогла бы. Больше всего это похоже на лунные цепочки, сам конь – на глыбу мрака, а грива коня – на тучу. И шпоры всадника как будто пятна белеющих звёзд.

Но Булгаков забыл про Геллу. Геллы там нет.

Даже его вдова однажды воскликнула, по воспоминаниям: «Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полёте свиты Воланда среди всадников, летящих в молчании, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!!»

Причём в черновом варианте, говорят, она была.

«Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь».

Булгаков, как известно, умер, не успев закончить последние правки к роману, но, может быть, он сознательно исключил Геллу в последнем варианте текста?

Гелла – она же вампир. А все остальные – демоны.

Возможно, Воланд, прибыв на место, в Москву, просто разбудил «спящего агента», а забирать его после успешно проведённой операции не было никакого смысла.

Где же она теперь спит?

...Впрочем, забытых персонажей не так уж мало в русской литературе. И не отражающихся реплик в зеркале оригинального текста тоже.

«Человека забыли». Попробуйте найти эту фразу Фирса из чеховского «Вишнёвого сада».

Её там нет.

Аня, героиня, говорит: «Скоро взойдёт луна». О, и тут луна. Может, Фирс в этот момент тоже вампир? Они же не могут жить без луны. Фирс что-то бормочет, что-то ищет на земле около скамьи, зажигает спичку.

А потом уже, когда все исчезли со сцены, садится на диван и жалуется: «Заперто. Уехали. Про меня забыли… Ничего… я тут посижу».

А потом ложится и лежит неподвижно. Как будто в гробу.


Тэги: Четвертое дыхание
Обсудить в группе Telegram

Дмитрий Воденников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ненайденный клад

    03.10.2024
  • Высота лебедя

    30.03.2024
  • Высота лебедя

  • Ненайденный клад

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS