
Полное название книги Анны Крот, вышедшей в издательстве «Перо» – «Как было уже не будет…: История переселенцев с Донбасса», моментально настраивает на серьёзный и тревожный лад.
Автор рассказывает историю своей семьи – с момента её зарождения: «Мой будущий муж Егор и я встретились ещё в школьные годы, но это было необычное знакомство. Бегая по коридорам начальной школы, он врезался в меня и даже не запомнил этот момент. Но судьба снова свела наши пути в 7 классе, когда он перешёл из параллельного в мой класс. В первый же день, я предложила ему заполнить анкету, как это было принято в те школьные годы. Кто помнит, делали из тетрадок анкеты такие, с разными вопросами про увлечения, любимую музыку, фильмы, цвета? Она до сих пор хранится у меня. Именно так началась наша непростая, но такая увлекательная история».
Далее – совместные уроки танцев, окончание школы и продолжение учёбы. Жизнь вместе. Рождение первенца. «Мы были обычной семьей, с обычной мечтой о собственном уголке, стабильной зарплате, об уединении вместе с близкими в обстановке домашнего тепла и уюта. Но судьба готовила нам немного другой путь…»
В связи с событиями 2014 года, жизнь семьи полностью перевернулась, и вопрос о переезде в другой город встал ребром: «Мы очень долго думали, что делать? Как дальше? Многие знакомые уезжали на время, пересидеть, кто к родственникам, кто в города подальше от линии фронта. Лето же, некоторые ехали в Мариуполь побыть у моря, в надежде, что обстановка скоро наладится. Почему-то мне уже тогда казалось – за месяц – два, это не закончится! Столько сидеть и ждать где-то, нет финансовых запасов. Да их вообще нет! Я чётко понимала, что, если мы решим ехать, то навсегда…». Как поясняет, предваряя книгу, Анна Крот, первоначально она просто вела эти записи, желая передать их детям и будущим внукам. Фиксируя на бумаге всё происходящее, она проживала всё произошедшее заново, и в полной мере ощутила, что живёт во время серьёзных перемен в стране и мире: «…осознавая ещё один факт, что на наших глазах творится история, я поняла насколько важно записать свидетельства очевидцев, чтобы в будущем люди могли получить полную картину происходящего…»
Вот эту картину всего, что было в её семье, со всеми её горестями и преодолениями, в мельчайших деталях и абсолютно искренне и открыто изображает Анна Крот в своей книге.
Это не застывшая картинка, а динамическое, движущееся, постоянно меняющееся изображение. Жизнь течёт, как быстрая река, и на её пути встречаются как редчайшей красоты ракушки, так и опасные камни с острыми краями.
Размышляя об этой книге, нельзя не отметить ещё одну важную её особенность. Автор «Как было уже не будет» – психолог, и в её повествование, как лента в косу, вплетены специальные комментарии, призванные помочь современному человеку справиться со своими чувствами, переживаниями, научиться оставаться в ладу с собой даже в самые непростые минуты, понять самого себя. Вот фрагмент такого объяснения: «Вытеснение – это психологическое явление, при котором человек подсознательно удаляет из своей памяти события, переживания или информацию, которая вызывает у него дискомфорт, страх или приводит к негативным эмоциям. Человек может применять вытеснение как защитный механизм, чтобы справиться с травмирующими воспоминаниями или ситуациями…»
Это и есть главная задача автора – помочь справиться и выстоять, даже когда невыносимо тяжело. В предисловии она подчёркивает, что для неё будет огромной ценностью, если книга хоть чуточку изменит жизнь хотя бы одного человека…
И честно пишет обо всём, с чем столкнулась, о чём думала, чего боялась.
В книге много – о страхе, в самых разных его проявлениях. Это страх за жизнь и здоровье – свои и близких людей, это и страх неизвестности, неопределённости, страх событий, происходящих вокруг, страх собственного бессилия: «…мы никак не могли повлиять на происходящее, муж работал с утра до ночи, я сидела с грудным ребёнком. Мозг из последних сил пытался сопротивляться, убеждая себя в том, что всё ещё наладится. Начинали срабатывать рефлексы самозащиты – погрузиться в домашние дела, не смотреть новости, стараться жить по-прежнему».
А вот ещё пример:
«Я не знаю, как это произошло, как такое возможно… Даня проходил мимо газовой плиты, на огне стояла кастрюля, мама варила свёклу, вода только закипела. Даниил, видимо, взялся за дверцу духовки и плита, полностью вся, начала падать вперёд, на него. Напротив стояла лавка, плита упала на неё и так задержалась, не придавив Даниила. Ребёнок оказался в этом промежутке между полом и плитой. Кастрюля слетела в ту сторону, где была его ножка. Пишу и плачу...»
И далее:
«Самое страшное было, что Даня не издавал ни звука. Я потом в больнице узнала: чем глубже ожог, тем он меньше болит изначально. А начинает проявляться на 2 – 3 день. Но тогда это пугало…»
А ещё в книге – о смелости взглянуть в глаза этому страху, признать его – с тем, чтобы преодолеть. Автор убеждена в том, что человек зачастую ищет свою силу вовне, не замечая собственных возможностей, скрытых внутри него самого. И об этом каждому из нас сегодня очень важно помнить.