О тонкостях своей работы рассказывает Елена ЕЛИСЕЕВА
– Елена Алексеевна, всем вроде бы понятно, чем занимается художник-постановщик, но, как говорится, бес кроется в деталях…
– У фильма есть основной авторский состав – это режиссёр-постановщик, оператор-постановщик и художник-постановщик. Они вместе вырабатывают концепцию фильма, в том числе образный ряд, от первого до последнего кадра. Это ключевая задача художника-постановщика. Ведь очень важно, в какой цветовой гамме и с каким настроением будет картина. Убедившись, что есть общее понимание драматургических образов, художник с оператором проговаривают особенности изобразительного решения.
– А для чего художник рисует эскизы к фильму, если всё и так оговорено?
– В голове режиссёра и оператора свои визуальные представления. А при реализации устных договорённостей надо придерживаться единого подхода. Но поскольку кино не только художественный процесс, но и производство, то всё, что ты придумал, проговорил, нарисовал, надо ещё реализовать. Режиссёр и оператор, оценив рисунок, или соглашаются с таким образом, или вносят коррективы. Эскизы – это материальный повод для обсуждения наших умозрительных фантазий, по ним будут строиться конкретные декорации.
– А если предстоят натурные съёмки?
– Зависит от самих съёмок. Если нашли готовый интерьер, который в полной мере отражает замыслы, тогда нет необходимости что-то рисовать. Но если в интерьере будут проходить серьёзные работы по его переоформлению, тогда художник делает наброски, описания работ, даёт указания помощникам, что и как переделать.
– Когда съёмки на природе, художник участвует?
– Конечно. Для начала эту самую природу надо выбрать. Допустим, сцена в лесу. Казалось бы, зачем тут художник? Поезжай в ближайший лесок и снимай. Но важно, каково настроение сцены, которая будет сниматься. Если происходит драматическое событие, нужен один лес, скажем, сосновая поляна с упавшими стволами, сломанными ветками, деревьями, поросшими мхом. Если сцена жизнеутверждающая, то это может быть берёзовая роща, пронизанная солнечным светом. Задача художника – найти место, которое наиболее точно подходит именно для этой сцены.
Но даже если найден такой уголок природы, его крайне редко можно снимать с ходу. Например, вдали может маячить постройка, которой не должно быть в кадре, или на переднем плане нужен пенёк с грибами, как это бывает в сказках. А этот пенёк и грибы уже надо делать. Но сначала придумать образ гриба: сыроежка или мухомор, какого цвета, рисунка? Масса всяческих деталей. Без художника не обойтись.
– Самое обидное, что зритель может не обратить на это внимания.
– По большому счёту и не должен. Плохо, если работа художника выпирает. Исключением являются только сказочные жанры, фантастика. В остальных картинах зритель должен смотреть кино, а грибочки и прочие детали воспринимать как абсолютно органичный атрибут. И чем, как мы говорим, плотнее зритель идёт за идеей режиссёра, тем лучше сработал художник. Это относится и к оператору. Всё своё мастерство мы подчиняем режиссёрскому видению. Только тогда появляется цельность, которая составляет настоящее художественное произведение. Когда вы смотрите, например, фильмы «Летят журавли», «Печки-лавочки» или другую классику, вы разве думаете, что здесь делал художник? Вряд ли. Потому что перед вами само по себе необыкновенно захватывающее зрелище. А вот если сделать стоп-кадр, будет видно, что художник сделал очень много: декорации выстраивал, каждую деталь подбирал. Когда всё едино, тогда и возникает шедевр.
Сейчас, правда, много сериалов, где художник неосязаем, потому что его там нет. Массовая продукция последних лет, которая идёт по ТВ, оставляет удручающее впечатление. Но, конечно, дело не только в художнике. Если продюсер нашёл мало денег, если автор написал неинтересный сценарий, если у режиссёра нет мыслей, если оператор ленив… А при этом кто-то в составе группы архиталантлив, он всё равно не компенсирует недостатки других. Так устроено кино.
Иногда бывает, что все вроде бы трудились с полной самоотдачей, а работа не удалась. Вопрос творческой удачи всегда присутствует. Например, художник написал две картины, но одну приобрёл Лувр, а вторая пылится в мастерской, хотя на неё ушло больше времени и сил. И в кино трудно заранее прогнозировать результат.
– На слуху имена знаменитых режиссёров и сценаристов, а вот художники-постановщики остаются в тени...
– Не для славы же мы работаем… Но профессионалы знают, что без хорошего художника не будет хорошего кино. Как и без гримёра или ассистента режиссёра по подбору актёров… Основоположник профессии – ярчайший художник Владимир Евгеньевич Егоров. Он сначала служил в театре, работал с Всеволодом Мейерхольдом, а потом перешёл в кинематограф. Человек, который чувствовал пространство кино так, как может только гений.
Или, например, Иосиф Аронович Шпинель, ученик величайшего графика Фаворского. Сергей Эйзенштейн, который сам был архитектором, художником, пригласил Шпинеля в картину «Александр Невский». Вместе они придумывали даже образы городов Пскова и Новгорода для съёмок фильма! Это – масштаб гениальных личностей.
ИЗ ДОСЬЕ
Елена Елисеева – художник-постановщик высшей категории. В 1983 г. окончила художественный факультет ВГИКа им. С.А. Герасимова. С 1983 по 2009 г. работала на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Участвовала в создании около 50 кинокартин, среди которых «Пётр Великий», «Русь изначальная», сериалы «Химик», «Золото скифов». В рамках Специальной городской программы правительства Москвы по созданию отечественных телефильмов работала на картине «Волшебника вызывали?».
С 1989 г. преподаёт во ВГИКе им. С.А. Герасимова. Кандидат наук, доцент. Член Союза кинематографистов РФ и Московского союза художников.