Это здание вблизи станции метро «Таганская» и Театра на Таганке известно многим не только в столице и в России, но и во многих странах: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. Можно сказать, что это название кого-то привлекает, а у кого-то вызывает не самые добрые чувства. Но такова вся русская история, которую аршином общим не измерить. И чем рубить сплеча или видеть картину лишь в чёрно-белых красках, лучше разбираться без пристрастий, в открытом режиме. С момента создания Дома 30 лет назад его возглавляет Виктор Александрович Москвин, историк, собиратель русских людей и нашего духовного наследия со всего мира, настоящий подвижник. В канун его 70-летия, которое отмечалось 5 января, с ним встретился обозреватель «ЛГ» Владимир Сухомлинов.
– Виктор Александрович, какие новые моменты возникли в общении с соотечественниками и партнёрами после начала СВО?
– Наши соотечественники после февраля 2022 года разделились. К большому сожалению. При этом есть интереснейшая закономерность. Представители последних волн эмиграции, не все, но немалая часть, заняли антироссийские позиции. Это те, кто покинул страну в 70 е, 80 е годы, в начале 90 х. Что касается потомков первой русской эмиграции, русской аристократии, большинство из них поддержали позицию России. Те люди, которые прошли детские летние лагеря движения «Витязи» «Русского студенческого христианского движения», те, кто учился в воскресных школах в наших храмах, и те, кто всерьёз изучал историю, – те на стороне России. Поскольку понимают, в чём причины происходящего и что значит эта война, они не подвержены влиянию западной пропаганды. В отличие от тех, кто истории не знает и уезжал в поисках лучшей жизни и больше заботился о чисто экономической стороне своего существования. Таким проще и легче быть в мейнстриме. А люди, которые историю знают, хорошо понимают, что это продолжение Гражданской войны, и они знают, кто перекраивал границы после неё и как их перекраивал, и знают, кто строил города Новороссии и какой кровью их Россия получила и отстаивала…
– …и как Крым не раз защищала.
– Да, и как Крым защищала. Для многих Крым – место святое, поскольку это был последний уголок русской земли, который их отцы и деды покидали в ноябре 1920 года на кораблях русской эскадры. Поэтому для них нет никаких вопросов. Я помню, когда Крым воссоединился с Россией в 2014 году, мы были одними из организаторов большой конференции в Севастополе, куда приехали представители многих известных русских фамилий, и у них не было сомнений, чей Крым. Конечно, русский. И он всегда был в их сознании именно таким.
– Увы, не для всех…
– Знаете, когда мы говорим о всём происходящем, часто правильно вспоминаем о той разрушительной работе, которую вели западные страны по изменению сознания людей на Украине. И они настойчиво её вели начиная ещё с 1990-х годов. Но не надо забывать, что куда большую работу, долговременную и очень эффективную, вели большевики. Потрясающая вещь, но идея независимой Украины, отделения её от России появилась в недрах австрийского генштаба, когда нужно было всячески преодолеть очень мощные русофильские настроения в Галиции. Тогда и появилась идея оторвать Украину от России, русскую культуру от украинской, как и наши языки друг от друга. Уже тогда началось финансирование, началась, как сказали бы сейчас, промывка мозгов. Но ведь большевики это, по сути, подхватили. Насильственная украинизация на этих территориях началась при их власти. И продолжалась вплоть до развала СССР. Первые секретари ЦК Компартии Украины, всем известные Шелест, Щербицкий и их предшественники так или иначе занимались украинизацией. И фактически вели работу по созданию Украины как отдельного, независимого от России государства. Знаете, вспоминаю в связи со всем этим поездку в 2007 году в Латинскую Америку. Посетили Уругвай, Аргентину. Во многих городах бывали в русских клубах. В основном их участниками являлись потомки выходцев из Российской империи. И все считали себя русскими. Когда мы спрашивали, откуда приехали их предки, слышали, что в конце XIX или в начале XX века они уехали кто из Винницы, кто из Полтавы, кто из Житомира, но все – русские. Почему? Да потому, что не было разделения в царской России между русскими, малороссами, белорусами.
– Не говоря уже о более раннем времени.
– Естественно. Все они были людьми православными, и вероисповедание значилось в их документах как знак принадлежности к Отечеству. А в нём не было никаких ограничений ни для продвижения по службе, ни для реализации в разных областях жизни. Все были гражданами одной великой страны. В той поездке я особенно ясно понял, почему все выходцы из Российской империи (уезжали, кстати, из перенаселённых областей) считали себя русскими. Этот пример показателен, если брать всю нашу историю за последние сто с четвертью лет. Наступившая перекодировка – результат целенаправленной работы, сначала австрийской, потом немецкой, но и большевистской. И, конечно, последние 35 лет – натовской.
– Хотя каждый действовал со своими целями и в своих интересах.
– Да, это так, и это также надо осознавать и изучать.
– Но, как я понимаю, и у вас лично, и у Дома остаются контакты с соотечественниками, включая тех, кто на другой стороне баррикады?
– Да. И некоторые люди со временем начинают понимать ошибочность своей первоначальной реакции на СВО, когда вникают в то, что происходит, глубже анализируют информацию. Сам знаю людей, которые вначале заняли антироссийскую позицию, а потом осознали, что ошибаются, и признали свои ошибки.
– Очень важно! И тут возникает вопрос об отмене русской культуры в Европе и США, об отказах нашим мастерам в выступлениях. Виден ли свет в конце туннеля?
– Конечно. Политика отмены абсолютно безумна. Вот мы говорили о большевиках. Происходящие отмены – это совершенно радикальный, можно сказать, большевистский метод. Запретить, не пустить, замолчать или воспользоваться формой чуть ли не анекдота. Например, в 2022 году мне прислали из Праги фотографию афиши, приглашающей на балет «Лебединое озеро». Всё красиво. Но фамилии Чайковского нет. Это же дикость! Думаю, до подобного даже самые рьяные большевики не додумывались. Ладно, неуважение к русскому композитору. Но ведь это попрание не только моральных норм, но и юридических, игнорирование авторского права. И это в стране, которая подаёт себя светочем демократии и свободы. Есть Бернская конвенция, которую чехи должны соблюдать, а там чётко обозначено право на имя для творца, создателя произведений.
Должен отметить, что такой бред особенно просматривался в начале СВО, потом волна спала, уже нет былого накала. Мы это заметили и в поведении наших коллег из разных стран, хотя со многими пока ещё общаемся, можно сказать, в приватном порядке, поскольку им запрещено иметь дело с российскими государственными организациями. Но обмен информацией нарастает, не прекращается совместная научная работа. Правда, о значительном переломе пока рано говорить. Государственная русофобия на Западе сохраняется, хотя отмечена меньшим энтузиазмом.
– Думаю, спустя время многим там будет стыдно.
– Да. А сейчас видим проявления нацизма. То есть ненависти к людям по их происхождению, национальности, независимо от их взглядов, веры, культуры. Знаю одну семью, которая уехала из Москвы в 2022 году в знак протеста против политики российского руководства. У них квартира в Риге. Пришли в банк платить коммунальные платежи. С ними никакого дела не захотели иметь, поскольку у них российские паспорта и не латышские фамилии. У людей быстро наступило прозрение. Оказалось, политика ни при чём. Независимо от их взглядов и симпатий латышскому руководству они не по нраву уже только за то, что из России с русскими фамилиями. Так сплошь и рядом случается не только в Латвии. В нарушение всех законов, ими же самими утверждённых.
– На мой взгляд, после начала СВО и в связи со всем украинским нарывом многое видится в ином свете, мы сами прозреваем. Увидели, что свет клином не сошёлся на одном Западе. Избавляемся от обезьянничества. Больше обращаем внимания на то, что Земля большая. Появляются ли у Дома русского зарубежья новые контакты, я имею в виду прежде всего страны, как принято сейчас говорить, Большого Юга?
– Конечно. И подвижки ощутимые. В октябре 2024 года мы были с большой программой в Тунисе. Повод – грустное историческое событие, связанное с русским флотом, который, как я уже упоминал, в 1920 году покинул Крым, а во Франции был определён её властями для стоянки в тунисском порту Бизерта, протекторате Франции. В октябре 1924 года, сто лет назад, когда Франция установила дипломатические отношения с СССР, французы распорядились распустить экипажи (а это шесть тысяч моряков) всех 33 русских кораблей и спустить с каждого Андреевский флаг. В память об этом наш Дом организовал большую выставку в Бизерте в Центральном выставочном зале, расположенном в бывшем католическом соборе. Мы совсем не ожидали, что на выставку и концерт пожалует столько народу, не менее полутысячи человек. Потом провели книжную выставку в университете в столице страны с передачей в дар ему книг трёхсот российских авторов. Прошла и научная конференция с участием тунисских учёных и наших специалистов из Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, а также сербских друзей. Всё было очень хорошо. Самым потрясающим для меня лично и, думаю, для всех членов делегации стало посещение русских кладбищ. Они оказались в идеальном состоянии, очень ухоженными благодаря тому, что за ними присматривают наши соотечественники и соотечественницы, которые объединились в организацию «Российское наследие» и вместе с посольством России делают всё для почитания памяти наших предков.
– Представляю. А кое-где памятники нашим солдатам-освободителям, поэтам, писателям, музыкантам, другим историческим деятелям просто рушат.
– Да. А тут совершенно иная картина при полном понимании и поддержке тунисских властей. Кстати, в ходе мероприятий в порт Бизерты вошёл фрегат «Адмирал Горшков» под Андреевским флагом. Впервые за несколько лет в тунисский порт зашёл наш военный корабль. Это тоже очень красноречиво.
Завершая ответ на вопрос по поводу Большого Юга, хочу подчеркнуть, что работать надо со всем миром. География контактов расширяется, что бы кто ни говорил. Надо помнить, что русский народ – самый разделённый народ Европы. Тяга к России велика. В ноябре в Москве проходил VIII конгресс русских соотечественников, приехали делегации из более чем ста стран. Это масштаб русского рассеяния. По сути, это вторая Россия. Тридцать миллионов людей живут за нашими рубежами.
– Но, видимо, не только этими событиями был отмечен ушедший год. Хочу спросить: какое из них или, вернее, какое открытие года вы назвали бы для себя самым памятным?
– В нашей планомерной работе не так легко что-то выделить. Вот только что прошла презентация изданной нашим Домом книги «Киев и Новгород в X–XIII вв.» выдающегося украинского историка, академика Петра Петровича Толочко, который ушёл из жизни в апреле 2024 года, оставаясь верным своим взглядам на жизнь, историю, на единство русских людей. Прекрасно прошёл фестиваль, организованный при поддержке Фонда наследия русского зарубежья в Сербии. Устроили там книжные выставки в Национальной библиотеке, в университетской библиотеке с передачей книг в дар. А в Скупщине Сербии открыли выставку акварелей замечательного архитектора Николая Краснова, строителя Ливадийского дворца. Провели премьерные показы двух фильмов – о русском балете в Сербии и о композиторе Алексее Бутакове. На всех мероприятиях были полные залы. Люди приезжали со всей страны. В те же дни сербы провели концерт в помощь детям Курской области, атмосфера единения двух наших народов была незабываемой.
– В огромной работе, которую проводит Дом и вы лично, кто ваши помощники?
– У нас их очень много. Когда создавали Дом, то пошли нетипичным путём, когда в 1995 году преобразовали обычную библиотеку в Дом гораздо более широкого содержания. У нас было три учредителя: парижское русское издательство «ИМКА-Пресс», Русский общественный фонд Александра Солженицына и Правительство Москвы. При этом право вето имелось у каждого учредителя. Иными словами, мы создавали Дом вместе с самим русским зарубежьем. Нас тогда даже называли посольством на Таганском холме. Почему? Да потому, что мы шли по классическому русскому пути соборности: всё делать вместе. У нас только дарителей три тысячи из самых разных стран. Большая часть того, что есть в нашем Доме, – это музей, архив, библиотека, – дары русских людей, начиная от Австралии, США, Европы и многих других мест. Только из США мы получили 11 морских контейнеров с произведениями живописи, скульптуры, графики, архивными документами, книгами, газетами, журналами.
– Русский мир становится сплочённее или разобщённее?
– Думаю, лучше использовать другое слово – «крепче». Почему? Объединяются и поддерживают наш мир люди с прочным внутренним стержнем, люди духовные и знающие нашу историю.
Поздравляя В.А. Москвина с 70 летием, «ЛГ» желает ему и всему Дому русского зарубежья имени Солженицына новых успехов, которые ведут к объединению русских людей. И конечно, от всей души желаем Виктору Александровичу личного благополучия, здоровья, счастья.
Пётр Толочко
В.А. Москвину
Если мне,
Как всем нам грешным,
Жизнь иная суждена,
Я прожить её хотел бы
В Русском доме Москвина.
На Таганке, в зарубежье,
Посреди родных теней,
Где российское безбрежье
Помнит блудных сыновей.
Я и сам такой же странник,
Потерявший жизни путь.
Мира нового изгнанник,
Не принявший его суть.
В ближайших номерах редакция обратится к новым книгам академика П.П. Толочко, изданным Домом русского зарубежья
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Виктор Москвин родился 5 января 1955 года в Алабушево Московской области. В 1973–1975 годах – научный сотрудник Останкинского дворца-музея. В 1978 м окончил истфак Калининского государственного университета. В 1979–1982 годах работал в Мемориальном музее космонавтики в Москве, в 1982–1992 годах – во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. Рудомино (ГБИЛ), где прошёл путь от младшего научного сотрудника до заместителя генерального директора.
В 1990 году Москвин инициировал и организовал во ВГБИЛ первую в России выставку парижского русскоязычного издательства «ИМКА-Пресс». Выставка положила начало возвращению на родину исторического и литературного наследия русской эмиграции.
По предложению Москвина в 1991 году было создано издательство «Русский путь» (он стал генеральным директором), а в 1995 м при поддержке и участии А.И. и Н.Д. Солженицыных, Н.А. Струве, московских городских властей – общедоступная библиотека-фонд «Русское зарубежье» (ныне государственное бюджетное учреждение культуры «Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына»).
Кандидат исторических наук, автор большого числа научных статей в российской и зарубежной периодике, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2021 года – за просветительскую деятельность по возвращению, сохранению и популяризации наследия русской эмиграции.