По инициативе Алексея Пушкова, в Совете Федерации прошёл круглый стол «Информационные войны в современном мире. Выводы для России». Это был своего рода мозговой штурм, участники оценили возможности противника и наметили собственную стратегию. Красной нитью в выступлениях проходила мысль: России необходимо начинать наступление. «ЛГ» публикует наиболее яркие высказывания экспертов.
Алексей Пушков, председатель Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ
Информация – это власть. Без информационного господства не может быть установлена монополия в международных делах, а именно к этому стремятся США. Для них информационные войны – часть борьбы за сохранение «американского лидерства», проще говоря: американской гегемонии.
Однако перестройка мира по-американски в полной мере им не удаётся. И за счёт информационного ресурса пытаются компенсировать геополитические провалы, растущее размежевание в самом западном альянсе, неспособность справиться с Россией путём санкций и изоляции.
Я бы отметил интересную черту. Если раньше информация обслуживала политику, то сейчас она в значительной степени сама стала политикой. На информационном фронте происходит больше действий, чем в сфере политики. Сейчас ни одно политическое решение не принимается без мощнейшего информационного наступления.
Я бы выделил несколько подтипов информационных войн.
Геополитические, их цель – ослабить противника в определённой части земного шара. Имиджевые – направленные на ухудшение образа противника, на нейтрализацию его позитивных действий. В нашем случае, например, стоит вспомнить кампании, развёрнутые в связи с Олимпиадой в Сочи и чемпионатом мира по футболу. Борьба вокруг системы ценностей: тема «новых ценностей» становится лидирующий, и мы ещё в полной мере не ощутили давление по этому направлению. Появление флага ЛГБТ на американском посольстве в Москве – не просто разовая акция. Антимедийные войны – действия, направленные против российских СМИ (RT, «Спутник» и т.д.), блокировка аккаунтов в «Фейсбуке», на других платформах. Фактически под видом борьбы с российской пропагандой осуществляется цензура, соцсети становятся ареной борьбы...
Мы не должны ограничиваться анализом ситуации. Нам нужно вырабатывать стратегию противодействия, уйти от чистого реагирования на враждебные информационные кампании. К сожалению, сложился такой алгоритм: против нас выдвигаются обвинения, а мы отвечаем, причём иногда с существенной задержкой…
Валерий Фадеев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Когда на «Ютьюбе» заблокировали канал «Царьград», то даже у нас в России некоторые говорили, дескать, так им и надо… Понимаете, сегодня «Царьград» кому-то не нравится, завтра – «Эхо Москвы»... Но проблема не в идеологических предпочтениях российской аудитории, да и российские законы «Царьград» не нарушал. Но тогда на каком основании «Гугл» их блокирует на территории России?
Конечно, невозможно будет в ближайшее время перевести глобальных игроков в наше правовое поле. Но надо начинать эту правовую работу. От восклицаний переходить к действиям.
Важный вопрос: а что мы можем предъявить миру? Мне кажется, что после краха СССР мы чувствуем себя немного провинциалами. У нас как будто не хватает смелости заявить о своей позиции. А наш народ не может чувствовать себя провинциальным, ведь Россия – игрок мировой истории в течение столетий…
Нельзя потребовать от президента Путина, чтобы он ежедневно вёл информационную войну – то статьёй в газете, то выступлением в ООН, ведь это работа всего общества. И дело даже не в том, что мы утратили навыки или талант. Проблема в другом: мы потеряли дерзость великой страны…
Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД РФ
Навязанное нам евроатлантическим сообществом информационное противостояние достигло сегодня весьма печальных показателей… Боюсь произнести «наивысшей точки», потому что нет предела их чёрной креативности... Важно вспомнить, в какой момент это происходит – в эпоху глобальной пандемии. Но вместо того чтобы сплотиться перед угрозой, наши оппоненты воспользовались мировой турбулентностью, паническими настроениями, чтобы взвинтить антироссийскую информационную кампанию…
В Великобритании всерьёз рассматривают вопрос о пересмотре вещательной лицензии RT, Франция по-прежнему отказывает в аккредитации RT на официальные мероприятия, под беспрецедентным давлением мы были вынуждены закрыть в Эстонии отделение «Спутника», в Латвии запретили вещание семи каналов RT, «Фейсбук» и «Твитер» удалили более трёхсот учётных записей российского происхождения, «Гугл» заблокировал странницу «Федерльного агентства новостей», под удаление попали аккаунты телеканала «Крым 24», информационных агентств «Анна-нью», «Ньюс-фронт», «Царьград»…
У меня такое впечатление, что скоро мы под угрозой блокировки будем вынуждены наши посты в «Фейсбуке» и «Твитере» архивировать в папках и распечатывать на бумаге.