Поводом к дискуссии стало заявление министра просвещения РФ Ольги Васильевой на Всероссийском родительском собрании («Опять двойка», «ЛГ», № 37): «У нас нет оценок в первом классе. У малышей их быть не должно. В первом классе оценки ни к чему хорошему не приведут. Конечно, для средней и старшей школы отметки не обсуждаются. Они нужны, потому что показывают объективный уровень знаний ученика. Но вот в каком виде ставить отметки – это серьёзный вопрос. При традиционной пятибалльной системе педагоги, по сути, используют лишь три отметки – 3, 4 и 5. Двойки ставят очень редко, а единицы не используют никогда. Вот и получается, что вариантов у учителей раз-два и обчёлся».
После выступления Васильевой Общественная палата Российской Федерации провела опрос об отношении к возникшей проблеме, и по его результатам – круглый стол на тему «Итоги мониторинга общественного мнения о возможности отмены оценок в школе с первого по девятый класс». Открыла заседание первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова.
На вопрос: «Надо ли сохранить оценки успеваемости в основной школе (5–9-й классы)» утвердительно ответили 83% респондентов. 15% остались при своём мнении – оценки отменить. Наконец, 70% опрошенных согласились с тем, что систему оценивания учеников необходимо сохранить на всё время обучения. Кроме первого класса.
А что думают по этому поводу сами ученики? До сих пор никто не спрашивал их об этом, предполагая, что ответ очевиден. (Какой же, скажите, школьник не мечтает забросить ненавистный дневник с «неудами» куда подальше!) Руководитель Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования» Лариса Рослова до последнего хранила интригу, зачитывая ответы детей на вопрос анкеты: «Представьте себе, что в вашем классе перестали ставить отметки. Это поможет вам учиться?» «Да! – Отвечали отличники. – Я всё равно буду учиться». «Нет! – Возражали остальные. – Я могу разлениться. У меня не будет цели. К чему тогда я буду стремиться?» Или: «Оценок-то не будет. Зачем тогда учиться?» А вот самое забавное: «Без оценок я не буду знать, где у меня ошибки. И когда я вырасту, буду без грамотный. (Написано раздельно. – Авт.). Не попаду ни на одну работу. У меня не будет ни денег, ни образования, и я буду работать дворником». Наконец, примирительное: «Когда нам ставят «два» или «три», у нас появляется очень сильное волнение и спешка, после которой можно получить ещё больше двоек и троек. А без отметок можно просто не понять ошибку».
В опросе участвовали 2500 школьников средних классов. Вопреки прогнозам родителей и взрослых, дети (как и вся отечественная педагогика в целом) оказались консерваторами. 82% учеников проголосовали за сохранение системы оценок. Даже дети понимают функцию отметки.
И то правда. Как можно говорить об отмене оценок, если мы живём в жёсткой системе координат и только и делаем, что оцениваем всё и вся. «Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает…», – поёт героиня фильма «Большая перемена».
Детям в Древнем Египте давали одну палочку за посредственный ответ, и две – за ответ хороший. Потом палочки стали чертить на ученическом пергаменте. Отметка, цифра – не безжизненный гербарий. В ней пульсирует эмоция педагога. И как бы мы ни расширяли шкалу отметок (баллов) – от нуля до бесконечности – последнее слово всегда останется за учителем. Учитель и только он – интерпретатор оценки. Отметка (даже если это рисунок лягушонка или черепашки в тетради первоклассника) – зеркало отношения учителя к конкретному ученику.
Можно отменить систему оценок (отметок) в школе, но тогда кто отменит жёсткую систему выбора во взрослой жизни?
– Общество пока не готово к переходу на безотметочные технологии, – подчеркнула Людмила Дудова. – Но это не означает, что мы должны закрыть глаза на эту проблему. Необходимо академическое её исследование. Мы должны принимать решения, которое диктует время.
Как оценивать, например, учащихся профтехучилищ? А студентов? И почему те, кто приходит в вуз со ста баллами, дают диаметрально противоположные результаты?
На стыке отживающего и нарождающегося всегда много вопросов. Ясно одно. Прежняя система оценок устарела. Надо сообща и крепко подумать над созданием новой, более гибкой и пластичной. Основная дискуссия не о сохранении или отмене отметок, а о понимании природы отметки как таковой.
Сергей Рыков
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Зинин,
руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена по литературе:
– Сама постановка вопроса несколько провокативна – не усовершенствовать систему оценок, а отменить. Этакий базаровский нигилизм – давайте вместе с травой и ноги снесём.
Ссылаемся на европейский опыт… Там нет единой планки для всех. Там каждый успешен на своём уровне. И нас зовут к этой успешности. Ребёнок знает чуть-чуть, но он успешен, потому что, видите ли, больше не может. И когда выходит из школы, его ждёт газонокосилка. Пожалуйста, будь и здесь успешным…
Важно не просто оценить, а важно не недооценить и не переоценить ребёнка.
Илья Слободчиков,
доктор психологических наук Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования:
– Отменять оценку не выгодно самому педагогу, администрации школы, всей образовательной системе. Существуют количественные показатели, уровень успеваемости ученика, класса, школы, по которому оценивают и уровень педагога. Целая рейтинговая система, отталкивающаяся от оценки.
Хорошо… Мы расширяем диапазон оценок. А чем будем насыщать эту систему? И готов ли учитель стать ученику партнёром? Готов вступить с ним в равноправный диалог?
Александр Щипков,
член Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки:
– Проведённый опрос показал, что 70 процентов респондентов относятся отрицательно к отмене оценок. Это демонстрирует победу здравого смысла. Но в душе остаётся осадок – почему очевидность представляется как проблема? Почему эта очевидность выносится на голосование? Мы же не устраиваем голосование о сохранении образовательных стандартов, учебников. Если мы отменяем отметки в школе, давайте отменим их в науке. Не будем оценивать научные концепции, гипотезы, поскольку это некомфортно для учёных по разным причинам. Это абсурдные ситуации, но не более абсурдные, чем отмена оценок.
Станислав Климкин,
научный координатор Ассоциации развития технологий оценки работников и образовательных учреждений:
– Образование, как управляемая система, развалится без оценки. Она превращается в имитацию деятельности. Вроде все работают, а на выходе… нет результата. Ситуация с оценкой не удовлетворяет участников образовательного процесса. Об этом говорит возня с ЕГЭ, баллами и т.д. Но что предлагается взамен традиционной отметке?
Преподавательскому сообществу непонятно. Надо предъявить новую модель, провести её обсуждение и рассматривать две альтернативы.
Необходима программа модернизации системы оценивания. Прежняя устарела, но новой не придумано.
Евгений Ямбург,
заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования:
– Должна быть очень тонкая грань. Простых решений типа отмены оценки автоматически нет и не будет. В педагогике простых решений не бывает.