Прибрежный Адлер издавна (и по праву) считался всесоюзной здравницей. Каждое лето туда, в замечательный транспортный центр Большого Сочи, стремились толпы отдыхающих. Для многих из нас именно с Адлера начиналось знакомство с черноморскими курортами Кавказа. Впрочем, почему мы говорим об этом городе в прошедшем времени? Сегодня Адлер, быть может, краше и уютнее, чем когда-либо. А начинается город, как известно, с железнодорожного вокзала.
Вне всяких сомнений, Олимпийские зимние игры 2014 года многое изменили в этом солнечном краю. Несколько лет строители благоустраивали как Сочи, так и Адлер, архитекторы спорили, создавая образ олимпийского города, а железнодорожники предлагали новаторские технические идеи. Но… перенесёмся для начала в позапрошлый век, когда велись работы по проектированию побережной Черноморской железной дороги.
Участок от Туапсе до Адлера рождался долго: мешала сначала Первая мировая война, потом Гражданская. Железнодорожная станция Адлер приняла первых пассажиров лишь в 1929-м – и сразу стала известной на всю страну. Ведь каждый советский гражданин от мала до велика мечтал побывать на Черноморском побережье, в его здравницах и гостиницах. Или просто отдохнуть здесь дикарём (при этом нужно заметить, что по-настоящему массовым явлением курортный отдых в СССР стал только в 1960-е годы). Тогда это была небольшая станция, которая функционировала и в годы войны, когда вдоль Чёрного моря, под бомбами, курсировали санитарные поезда. Только в начале пятидесятых возникло решение построить в Адлере солидный вокзал – в тогдашнем вкусе, с колоннами, с симметричным «греческим» фасадом. Его достроили в 1954-м. Этот вокзал, к счастью, жив-здоров и в наши дни, расположившись словно у подножия нового современного терминала. Там находятся зал ожидания, музей и ресторан. Замечательное место! Тихое сооружение, напоминающее старинную усадьбу, хранит мемуары о прошлом Адлера, о праздничной и грациозной санаторной архитектуре советской эпохи.
В 1973 году на вокзале построили административно-бытовой корпус с помещениями для междугородного телефона и телеграфа, багажным отделением, камерами хранения ручной клади. К тому времени тесных холлов старого здания уже не хватало, там почти всегда было тесно, в особенности в сезон. Адлер уже тогда был крупным железнодорожным центром, и не один раз в верхах обсуждали планы о строительстве нового вокзала. Но время по-настоящему преобразиться наступило только в ХХI веке.
В 2009 году был утверждён проект нового вокзала, началось строительство. Возвели три новые платформы, одновременно модернизировав всё железнодорожное хозяйство Адлера. Во время работ проект корректировали, улучшали. Но самое главное – всё успели сделать в срок, практически без недоделок.
В октябре 2013 года в Адлере открыта новая, способная принимать 56 пар поездов в сутки, железнодорожная гавань, которую так и хочется назвать олимпийской. Значительная часть вокзала находится над железнодорожными путями, представляя собой удобный конкорс со спуском к платформам на эскалаторах и лифтах. Современный его образ и интерьеры сразу напомнят бывалым путешественникам аналогичные сооружения стран Старого и Нового Света: светло, просторно, чисто. К услугам пассажиров – всевозможные службы. Кстати, архитектурное решение здания, пожалуй, даже превосходит заморские аналоги. Во многих ракурсах стеклянные корпуса – огромные, но не громоздкие – напоминают волны или силуэт Кавказских гор. И море отражается в окнах вокзала, который по вечерам напоминает жемчужину. Стоит вспомнить добрым словом его зодчих, и прежде всего потомственного градостроителя Алексея Петровича Даниленко. Внесли свою лепту в проект и специалисты из немецкого архитектурного бюро GMP. Все вместе они подарили городу и стране настоящую олимпийскую сказку в стекле.
Накануне открытия Олимпийских игр сюда прибыло больше 20 тысяч человек. Разноцветные яркие табло, смотровые площадки – сейчас пассажиры уже привыкли к ним, но в 2013-м это воспринималось как чудо. На открытии вокзала звучали слова: «Адлерский узел объединяет все направления олимпийских маршрутов: к ледовым дворцам Олимпийского парка, к снежным стадионам Красной Поляны, в международный аэропорт и в центральный район города Сочи».
Из ресторанчиков вокзала открывается незабываемый вид на морскую набережную и горы. Отсюда можно сразу, не теряя времени, выйти на пляж – до него всего лишь несколько шагов. На крыше огромного здания смонтированы тонкоплёночные модули солнечных батарей, обеспечивающих вокзал электроэнергией. Даже дождевая вода, которая скапливается на крыше, тоже служит людям. Всё это входило в замысел архитекторов и инженеров.
Вокзал всегда визитная карточка города и края. Яркий, переливчатый, как море, он повышает настроение каждому гостю Большого Сочи. Коротать время в таком месте нисколько не утомительно. И по духу вокзал именно курортный, здесь нет признаков делового города, в его стенах не ощущается суета, отсутствуют толкотня и спешка. Всем хватает места, и граждане выглядят чуть беззаботнее и счастливее, чем на других вокзалах. Всё-таки большинство из них приезжают сюда отдыхать. Ежедневно на станции Адлер к услугам пассажиров междугородные и пригородные поезда, в том числе экспрессы. И даже аэроэкспресс, который быстро доставит вас в аэропорт.
Думаю, со временем на вокзале появится хотя бы небольшая экспозиция об истории его строительства – она того стоит. И нет сомнений, что вокзальный комплекс в Адлере ещё долго будет верой и правдой служить всем путешествующим, принимая и провожая поезда. Сочинские Олимпийские игры оставили о себе долгую добрую память, в том числе и потому, что дали толчок к преображению черноморской железной дороги.
1. Февраль 2014 года. Гости сочинских Олимпийских игр наблюдают за закатом солнца со смотровой площадки железнодорожного вокзала в Адлере
Февраль 2014 года. Гости сочинских Олимпийских игр наблюдают за закатом солнца со смотровой площадки железнодорожного вокзала в Адлере Мария Плотникова/ РИА новости