Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июня 2022 г.
  4. № 24 (6838) (15.06.2022)
Станционный смотритель

Черноморский вариант

Адлерский вокзал – это архитектура и комфорт XXI века

15 июня 2022
Старое и новое здания вокзала слились в единый комплекс

Прибрежный Адлер издавна (и по праву) считался всесоюзной здравницей. Каждое лето туда, в замечательный транспортный центр Большого Сочи, стремились толпы отдыхающих. Для многих из нас именно с Адлера начиналось знакомство с черноморскими курортами Кавказа. Впрочем, почему мы говорим об этом городе в прошедшем времени? Сегодня Адлер, быть может, краше и уютнее, чем когда-либо. А начинается город, как известно, с железнодорожного вокзала.

 

Вне всяких сомнений, Олимпийские зимние игры 2014 года многое изменили в этом солнечном краю. Несколько лет строители благоустраивали как Сочи, так и Адлер, архитекторы спорили, создавая образ олимпийского города, а железнодорожники предлагали новаторские технические идеи. Но… перенесёмся для начала в позапрошлый век, когда велись работы по проектированию побережной Черноморской железной дороги.

Участок от Туапсе до Адлера рождался долго: мешала сначала Первая мировая война, потом Гражданская. Железнодорожная станция Адлер приняла первых пассажиров лишь в 1929-м – и сразу стала известной на всю страну. Ведь каждый советский гражданин от мала до велика мечтал побывать на Черноморском побережье, в его здравницах и гостиницах. Или просто отдохнуть здесь дикарём (при этом нужно заметить, что по-настоящему массовым явлением курортный отдых в СССР стал только в 1960-е годы). Тогда это была небольшая станция, которая функционировала и в годы войны, когда вдоль Чёрного моря, под бомбами, курсировали санитарные поезда. Только в начале пятидесятых возникло решение построить в Адлере солидный вокзал – в тогдашнем вкусе, с колоннами, с симметричным «греческим» фасадом. Его достроили в 1954-м. Этот вокзал, к счастью, жив-здоров и в наши дни, расположившись словно у подножия нового современного терминала. Там находятся зал ожидания, музей и ресторан. Замечательное место! Тихое сооружение, напоминающее старинную усадьбу, хранит мемуары о прошлом Адлера, о праздничной и грациозной санаторной архитектуре советской эпохи.

В 1973 году на вокзале построили административно-бытовой корпус с помещениями для междугородного телефона и телеграфа, багажным отделением, камерами хранения ручной клади. К тому времени тесных холлов старого здания уже не хватало, там почти всегда было тесно, в особенности в сезон. Адлер уже тогда был крупным железнодорожным центром, и не один раз в верхах обсуждали планы о строительстве нового вокзала. Но время по-настоящему преобразиться наступило только в ХХI веке.

В 2009 году был утверждён проект нового вокзала, началось строительство. Возвели три новые платформы, одновременно модернизировав всё железнодорожное хозяйство Адлера. Во время работ проект корректировали, улучшали. Но самое главное – всё успели сделать в срок, практически без недоделок.

В октябре 2013 года в Адлере открыта новая, способная принимать 56 пар поездов в сутки, железнодорожная гавань, которую так и хочется назвать олимпийской. Значительная часть вокзала находится над железнодорожными путями, представляя собой удобный конкорс со спуском к платформам на эскалаторах и лифтах. Современный его образ и интерьеры сразу напомнят бывалым путешественникам аналогичные сооружения стран Старого и Нового Света: светло, просторно, чисто. К услугам пассажиров – всевозможные службы. Кстати, архитектурное решение здания, пожалуй, даже превосходит заморские аналоги. Во многих ракурсах стеклянные корпуса – огромные, но не громоздкие – напоминают волны или силуэт Кавказских гор. И море отражается в окнах вокзала, который по вечерам напоминает жемчужину. Стоит вспомнить добрым словом его зодчих, и прежде всего потомственного градостроителя Алексея Петровича Даниленко. Внесли свою лепту в проект и специалисты из немецкого архитектурного бюро GMP. Все вместе они подарили городу и стране настоящую олимпийскую сказку в стекле.

Накануне открытия Олимпийских игр сюда прибыло больше 20 тысяч человек. Разноцветные яркие табло, смотровые площадки – сейчас пассажиры уже привыкли к ним, но в 2013-м это воспринималось как чудо. На открытии вокзала звучали слова: «Адлерский узел объединяет все направления олимпийских маршрутов: к ледовым дворцам Олимпийского парка, к снежным стадионам Красной Поляны, в международный аэропорт и в центральный район города Сочи».

Из ресторанчиков вокзала открывается незабываемый вид на морскую набережную и горы. Отсюда можно сразу, не теряя времени, выйти на пляж – до него всего лишь несколько шагов. На крыше огромного здания смонтированы тонкоплёночные модули солнечных батарей, обеспечивающих вокзал электроэнергией. Даже дождевая вода, которая скапливается на крыше, тоже служит людям. Всё это входило в замысел архитекторов и инженеров.

Вокзал всегда визитная карточка города и края. Яркий, переливчатый, как море, он повышает настроение каждому гостю Большого Сочи. Коротать время в таком месте нисколько не утомительно. И по духу вокзал именно курортный, здесь нет признаков делового города, в его стенах не ощущается суета, отсутствуют толкотня и спешка. Всем хватает места, и граждане выглядят чуть беззаботнее и счастливее, чем на других вокзалах. Всё-таки большинство из них приезжают сюда отдыхать. Ежедневно на станции Адлер к услугам пассажиров междугородные и пригородные поезда, в том числе экспрессы. И даже аэроэкспресс, который быстро доставит вас в аэропорт.

Думаю, со временем на вокзале появится хотя бы небольшая экспозиция об истории его строительства – она того стоит. И нет сомнений, что вокзальный комплекс в Адлере ещё долго будет верой и правдой служить всем путешествующим, принимая и провожая поезда. Сочинские Олимпийские игры оставили о себе долгую добрую память, в том числе и потому, что дали толчок к преображению черноморской железной дороги.


1. Февраль 2014 года. Гости сочинских Олимпийских игр наблюдают за закатом солнца со смотровой площадки железнодорожного вокзала в Адлере 30-Площадка ria-2373920-preview.jpg

Февраль 2014 года. Гости сочинских Олимпийских игр наблюдают за закатом солнца со смотровой площадки железнодорожного вокзала в Адлере   Мария Плотникова/ РИА новости

Тэги: Арсений Замостьянов
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Ворота в сказочную Тавриду

    17.08.2022
  • Демократия для Дзержинского

    114 голосов
  • Супермен Страны Советов

    41 голосов
  • Проект века

    38 голосов
  • Песни магистрали

    37 голосов
  • Константин и его константы

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS