Недавно новый роман петербургского писателя Павла Крусанова (на фото) «Яснослышащий» был отмечен первой премией фонда Вячеслава Заренкова «Созидающий мир». Узнав об этом, другой петербургский писатель, Александр Етоев, не удержался и, хотя сам премии не получил, отозвался о книге своего «брата по жизни». Предлагаем вниманию читателей этот отклик.
Крусанов – писатель честный. И в литературе, и в жизни. Это я по себе меряю. Люблю приврать. В литературе – ладно. Фантаст всё-таки, наврёт с три короба – и нормально. В жизни хуже, могут и по морде вломить. Бывало. Плавно перехожу к «Яснослышащему».
Итак: Крусанов – писатель честный. Яснослышащий, как сам заявил в названии. Добавлю от себя: ясновидящий. И, возможно, яснодышащий тоже. Не курит с 2003 года. С Крусановым мы братья по жизни. Познакомились лет двадцать назад. Захожу, я помню, в издательство, где Крусанов тогда работал, вижу человека вполне приличного, безбородого (это сейчас он в бороде и с приятной сединой в волосах). Он мне с ходу: «Стены давят, потолок низкий, пойдём на воздух, там, на улице Льва Толстого, есть пивной ларёчек один, хороший, тебе понравится». Пошли. Саша Секацкий подтянулся потом. Мимо проходил, как бы случайно. Я не знал тогда, кто он есть. Теперь знаю. Великий русский философ.
Пиво пьём, разговариваем. Улица Льва Толстого – такая улица, где примагничивается к тебе народ, как к какой-нибудь Курской аномалии. Нас трое стало, потом сделалось четверо. Бурлака присоединился, Андрюша. Главный спец по русскому рок-н-роллу. Энциклопедию составил большую, Паша её издал. Ведь Крусанов к рок-н-роллу причастный. Сам лабал по электрическим струнам. С Цоем корешился когда-то, с Майком тоже, с Науменко. Что-то я про «Яснослышащего» забыл. Хотя, если по чести, строго, есть у Павла Крусанова и получше «Яснослышащего» романы. Дали за него миллион, да. Дали. И правильно. Но если бы дали за те, что лучше, тут миллионом не обошлись бы. Миллиардером стал бы наш дорогой писатель, из золотой посуды бы ел.
Роман, от которого всё время ухожу в сторону, «Яснослышащий», – провокационный роман. Так всегда у Крусанова. Герой сражается за Донбасс. Неблагородная среди просвещённой публики тема. За Украину – да! Позор на головы наши – писать о донецких сепаратистах. Это там их так называют, по-украински, сепаратисты, сокращённо – сепары. Мы с Павлом в Донбассе были, нет там никаких украинцев – русские, и дышат по-русски.
Я выше сказал о музыке. Цоя упомянул, Науменко. У Крусанова музыкальный роман. Герой живёт в мире звуков. Гармонию сфер помните? Аристотеля, надеюсь, читали? Если нет, прочитайте хотя бы эпиграф к крусановскому роману. Так вот, живя в мире музыки, дыша ею и настраиваясь по ней, ты не должен быть равнодушным к миру, безгласным. Деятельно живи и трудись. Прислушивайся к звучанию струн, их ангелы перебирают для тех, кто слышит.
А ещё Крусанов – великий фальсификатор. Он переиначивает историю, делает её правильной, а не такой, какой кажется она некоторым или бы хотела казаться. Про старые его романы не говорю – «Укус ангела», «Бомбом», «Американская дырка», «Мёртвый язык»… Классика! «Яснослышащий»… Роман про пузырь, образовавшийся у героя в душе. В теле тоже, но тело не главное. Такой соединительный элемент между миром идей и явью. Он лопается потом, как разбивается мечтасинтезатор в конце романа.
Пересказывать Крусанова трудно. Невозможно, в общем-то. Он играет на неуловимостях, на нюансах. Его поэтика очень личная. Его проза вся на слуху. Нужно быть, наверное, яснослышащим, как главный герой романа (и он же автор). А яснослышащих в мире мало. Пусть Крусанов будет нам всем примером. Книгу читайте и перечитывайте. Роман достойный. Не пожалеете. Етоев вам говорит.