Мы часто обращаемся к творчеству этого режиссёра, уж очень он много работает, и в самых разных жанрах. «Непослушники», «Пётр Лещенко» – так называемое народное кино, «Конец фильма», «Карп отмороженный» – фестивальное… Единственное из обширной фильмографии Котта, что меня задело, это сериал об адвокатах-правозащитниках «Заступники», где главную роль очень хорошо сыграла Марина Ворожищева – жаль, что она не занята в «Культурной комедии».
Сюжет здесь расхожий – конфликт нахрапистого чиновника с трепетной интеллигенткой перерастает в любовь. Несколько лет назад Авдотья Смирнова на эту тему сняла пророческую ленту «Два дня». Фильм окончился мощным хеппи-эндом – женитьбой. Не только героев картины, но и постановщицы на самом одиозном чиновнике России – великая сила искусства!
В центре комедии Котта – управленец Виктор (Алексей Чадов), действительно малокультурный, искренне не понимающий, зачем при ремонте здания нужно сохранять лепнину XIX века, и преподавательница местного института Марина (Яна Гладких), истово занимающаяся историей культуры своей малой родины. А это – щедро показанная в фильме Пермь. Среди продюсеров ленты люди из этого замечательного края, что очень чувствуется.
Виктор – чиновник странный. Да, по началу кажется, что он бессердечный мужлан, да ещё и коррупционер – разъезжает в шикарном кабриолете и сорит деньгами. Ему срочно нужно «окультуриться», так как на его дремучесть обратила внимание прибывшая из Лондона дочка губернатора (единственный в фильме сатирически заострённый персонаж – Александра Велескевич ярко сыграла помешанную на англицизмах либеральную дурочку).
Чиновник и Марина, у которой он берёт «уроки культуры», постоянно ссорятся, однако конфликт между ними, в отличие от фильма Смирновой, не сущностный и не культурный, а, так сказать, искусственный. Не только потому что культуры здесь не хватает обоим – рафинированная вроде интеллигентка Марина в сердцах посылает Виктора в ж…, – но и потому, что их противостояние фальшивое.
Виктор совсем непохож на типичного чиновника – модный красавчик (если бы на роль выбрали Александра Робака или Максима Лагашкина, то другое дело) Чадов источает оптимизм и сексуальную энергию. Его невеста очень похожа на Марго Робби, даже лучше, и было странно, что Виктор в итоге выбрал Марину, а не эту красавицу (Маргарита Аброськина). Ещё удивительно, он хоть и малообразованный, но очень добрый малый. И совсем не коррупционер. Необыкновенно щедр – сто тысяч выкатывает за стихотворный экспромт «лучшему поэту города» (Юрий Стоянов смешно сыграл пропойцу-рифмоплёта, больно ударив по реноме пермской писательской организации). Виктора любят в местных театрах, для которых он, оказывается, очень много делает (артисток поит шампанским, здания ремонтирует). И главное, стремительно впитывает насаждаемую в нём Мариной «культуру» – в конце фильма сочиняет шикарную инсталляцию, которая понравилась даже тем, кто терпеть не может всяческих акций. То есть в мужике есть вкус.
А Марине (и создателям фильма) он часто изменяет. Зачем заставлять Виктора читать «Три сестры», сидя безвылазно в местном музее Чехова? Чтобы напитаться атмосферой?
Возвышенная Марина увозит Виктора за город, где открывается потрясающий вид с высокого берега чудесной реки, и проникновенно читает стихи Бориса Пастернака 1916 года:
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет.
Стихи, конечно, замечательные, но абсолютно не подходят к великолепному бескрайнему пейзажу за спинами героев. Видимо, преувеличенный восторг и другие благоглупости Марины – следствие «пермской культурной революции», инициированной лет десять назад губернатором Чиркуновым и известным галеристом-иноагентом Гельманом, ныне проживающими в европах, но о них в комедии ничего нет.
Итог просмотра: Пермь – чудесный город, в котором бывали Чехов и Пастернак, а нынешние деятели культуры, извините, как-то не очень – зато чиновники здесь просто волшебники. Welcome!
Противоположное мнение в статье: Культурная революция в отдельно взятом управленце