Минувшее воскресенье стало в России единым днём голосования. В разных частях страны прошли выборы разного уровня. Глав субъектов Федерации выбирали в 26 регионах, в том числе и в Москве.
Столица провела выборы спокойно и, без преувеличения, празднично, тем более что 8–9 сентября Москва праздновала День города. Естественно, атмосфера праздника в какой-то степени перенеслась и на избирательные участки: все столичные школы, давно зарекомендовавшие себя как прекрасные пункты для голосования, встречали избирателей столами с выпечкой и незатейливыми сувенирами. Впрочем, люди мало обращали на это внимание. Москвичи следовали на участок сделать свой выбор. Именно в такой форме они предпочитают общаться с властью – через избирательные участки, а не путём уличных беспорядков.
Нынешний цикл выборов мэра запомнится новинкой, которую быстро окрестили «дачным голосованием». За пределами Москвы – в Калужской, Владимирской, Тульской и Московской областях организовали 209 избирательных участков, чтобы горожане, у которых есть дачи в этих районах, могли прямо там отдать голос за своего кандидата. Интересно, что явка избирателей за городом оказалась едва ли не в два раза выше, чем в Москве (в итоге превысив 70 процентов). Впрочем, и в столице она оказалась высокой для мегаполиса (более 30 процентов). Во многих крупных российских городах, где параллельно также состоялись выборы глав регионов, цифры оказались скромнее. Например, в Красноярске избирательные участки посетило только 22 процента населения, примерно такие же показатели продемонстрировали Новосибирск и Владивосток. Вполне на столичном (по цифрам) уровне голосовали в Омске (34%), Магадане (35%) и Хабаровске (примерно 33%).
Более того, Москва превзошла в этом плане многие города-«миллионники». Кстати, мировой электоральный опыт говорит о том, что жители крупных городов ходят на выборы неохотно. Например, на прошлогодних выборах в Лос-
Анджелесе (США) явка фиксировалась на уровне в 20 процентов, а избрание мэра Нью-Йорка в ноябре 2017 года состоялось при самой низкой явке за полвека – на участки пришло всего 24% избирателей. Ранее, в 2009 году, тогдашний мэр Нью-Йорка миллиардер Майкл Блумберг избирался при явке 28%.
Эти цифры любопытны ещё и потому, что выборы в Нью-Йорке сопоставимы с нынешней московской избирательной кампанией в том смысле, что во всех случаях интрига вокруг победителя выборов отсутствовала.
Прошедшие выборы стали самыми «чистыми» в столичной истории. Жалоб о действительных нарушениях на «горячую линию» Мосгоризбиркома не поступило.
– Ни одной серьёзной жалобы не было, – подчеркнул председатель столичной избирательной комиссии Валентин Горбунов. – Это заслуга и Общественного штаба по видеонаблюдению, и кандидатов, которые грамотно подготовили своих наблюдателей. Те были настроены на конструктивную работу совместно с избирательными комиссиями, а не на то, чтобы поругаться.
Заместитель председателя Московской городской избирательной комиссии Юрий Ермолов отметил, что технические проблемы выборам также не помешали: комплексы обработки избирательных бюллетеней и камеры видеонаблюдения функционировали без сбоев.
Что касается результатов выборов, они сюрпризом не стали. С серьёзным отрывом, получив уверенную поддержку москвичей, победил Сергей Собянин. На вторых для себя выборах он набрал 1,572 млн. голосов или более семидесяти процентов. По сравнению с 2013 годом (1,193 млн. голосов) его победа оказалась более убедительной – на этот раз мэр заручился поддержкой 70% проголосовавших. О росте поддержки избирателей свидетельствует также уверенная победа градоначальника в оппозиционных муниципальных образованиях города. В частности, Хамовники и Красносельский район столицы отдали Сергею Собянину почти по 65 процентов голосов. Пять лет назад их жители поддерживали мэра куда более сдержанно (41 и 44 процента голосов соответственно).
Любопытен тот факт, что среди избранных на второй срок глав регионов только мэр Москвы стал популярнее у избирателей и поднял свой электоральный рейтинг. Например, получивший полномочия на новый срок губернатор Подмосковья Андрей Воробьев набрал 62,5 процента голосов, хотя на прошлых выборах его поддержало почти 79 процентов избирателей. Ещё серьёзнее поколебалась популярность Светланы Орловой, губернатора Владимирской области. В этом году она c трудом победила в первом туре, набрав около 37 процентов голосов, в то время как предыдущий её уровень поддержки среди избирателей равнялся почти 75 процентам.
На втором месте по итогам московского голосования оказался Вадим Кумин (11,38 процента), а замкнул рейтинговую тройку кандидатов Илья Свиридов – 7,01 процента.
Количество голосов, отданных за Сергея Собянина, продемонстрировало оценку его работы на посту главы столичного правительства москвичами, а также высокую заинтересованность в новых программах, предложенных мэром. В период избирательной кампании его проекты, касающиеся здравоохранения, социальной поддержки москвичей, городского благоустройства и перспективного развития мегаполиса публично обсуждались с горожанами, становились предметом диалога с экспертами на многочисленных круглых столах, наконец, Собянин напрямую общался с избирателями в ходе многочисленных объездов московских районов, а также в социальных сетях. Благодаря этому программы мэра корректировались в режиме реального времени прямо по ходу предвыборной гонки.
– Эти выборы отличаются от предыдущих прежде всего тем, что я иду в соответствии с Федеральным законом на последний срок, – заявил 11 сентября Сергей Собянин, обращаясь к своему штабу. – Я не имею больше права избираться мэром Москвы. Это не означает, что теперь можно почивать на лаврах, спокойно доживая последний срок. Наоборот! Мы столько с вами наметили планов, столько взяли обязательств, что придётся пахать больше, чем раньше, сделав гораздо больше, чем за предыдущие пять лет. Буквально с завтрашнего дня, засучив рукава, вся команда будет работать. И я обещаю, что не подведу. Спасибо за доверие!
Виталий Веселовский
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Павел Данилин, политолог:
– Главная причина успеха – реальные дела, которые Сергей Семёнович презентовал в своей предвыборной программе, и те проекты, о которых он в ней же и говорил. Это досконально проработанная предвыборная программа для каждого района и также комплексная стратегия видения будущего Москвы. Плюс ко всему то, что люди раньше считали болевыми точками, – платные парковки, выделенная полоса, реновация, благоустройство – со временем выяснилось, что всё это воспринимается больше позитивно, чем негативно. На выборы пришёл базовый электорат Собянина и массово не пошли оппоненты и их сторонники, поскольку они в целом согласны с той политикой, которую проводит московское руководство.
Алексей Мухин, политолог:
– Выборы прошли естественно и легко. С очень хорошим контролем. Как известно, у нас есть штаб по контролю за выборами, штаб Собянина, наблюдатели. Все это в совокупности сделало выборы довольно чистыми. Можно считать их идеальными.
Возможности у кандидатов были равными, а вот цели – разными. Сергей Собянин представил несколько программ, подвёл серьёзный базис под свои выборы, в то время как его оппоненты решали свои политические задачи.
Дмитрий Солонников,
директор Института современного государственного развития, политолог:
– В Москве отрабатывают новые подходы к проведению избирательных процессов: это и мобильные избирательные участки, и информирование избирателей, и бюллетени для слабовидящих, и QR-код на выборах, то есть достаточно много современных форматов было внесено в избирательный процесс. И то, что москвичи проголосовали и в Москве, и находясь в других субъектах Федерации, дало результат, который мы видим.
Питер Теш,
посол Австралии в Москве:
– Мне важно получить представление об организации выборов, что называется «из первых рук». Мне интересен процесс изнутри. Могу сказать, что все сделано на хорошем, серьёзном уровне.
Антон Хащенко, политолог:
– Явка в тех границах, в которых она есть на этих выборах и в которых была пять лет назад в Москве, – это новая нормальность. В крупных городах люди не ходят голосовать не потому, что они против чего-то протестуют или не доверяют, а по той причине, что их в общем-то всё устраивает.