ВТОРАЯ МИРОВАЯ В АССОРТИМЕНТЕ
Если в канун Дня Победы пройтись по крупным книжным магазинам Дюссельдорфа, то поражает полное отсутствие специальных тематических предложений или красочно оформленных стендов – что поделаешь, 2005-й юбилейный год – давно позади, а с ним и повышенный спрос на издания о войне.
Где-то в глубине магазина, словно в глубине сознания, довольно большая секция, посвящённая истории Второй мировой войны. В основном немецкие авторы – чем серьёзнее, тем менее броско изданы; много воспоминаний. Личные воспоминания о войне как чудом спасшихся жертв холокоста, которые в то время были детьми, так и потомков уже самих нацистов – очень распространённый здесь жанр. В последнее время большой резонанс получила также тема немецких беженцев, уходивших на Запад по мере приближения советских войск к восточным территориям Третьего рейха.
Эмоциональный окрас этих произведений – от отстранённо-исторического до гневно-сентиментального. Последние, кстати, особенно подходят для создания сценариев для телевизионных фильмов. Один из таких фильмов был, например, успешно показан по немецкому телевидению в марте этого года – «Бегство». Две серии об ужасах ухода от наступающего врага, кажущиеся страшными, если мало что знаешь о «войне на Востоке». В этом и заключается основная проблема: в постепенном вытеснении «восточного» взгляда на войну взглядом западным, союзническим – несомненно, переведённые ещё в ГДР с русского на немецкий язык книги, рассказывающие не о Второй мировой, а о Великой Отечественной войне, попадаются чрезвычайно редко. Правда, здесь необходимо отметить одно из предлагаемых новых изданий, вышедшее ещё в январе этого года в издательстве «Фишер Ферлаг» в переводе с английского. Книга Кэтрин Меридейл «Иванова война. Красная Армия 1939–1945» – документальное повествование, созданное на основе солдатских писем и дневников, боевых сводок, докладов и других исторических документов, найденных автором в российских архивах, хоть и не стала бестселлером, но была признана «памятником русскому солдату», как констатировала газета «Цайт», и позволила немецким читателям, возможно, впервые узнать о том, насколько страшной ценой досталась Победа простым русским и советским солдатам.
Следующая широко представленная тема – это так называемые ковровые бомбардировки союзников, которым подверглись в конце войны многие крупные города нацистской Германии. Были ли столь необходимы все эти жертвы и можно ли считать это преступлением против мирных жителей? Ответ на этот вопрос пытаются дать несколько довольно увесистых изданий. В последние годы Германия открывает для себя, безусловно, важную тему собственных жертв среди мирного населения. Проблема лишь в том, что подобные вещи слишком хорошо «продаются». И историческая точность и выверенность позиции часто уступают место коммерциализации темы.
Лучшим примером подобной коммерческой раскрутки военной тематики служит фигура Гвидо Кноппа. Активно сотрудничая с издательством «Бертельсманн», он поставил на поток, по-другому не скажешь, производство именно познавательной, а не научной, исторической литературы по следующей схеме. Разработка одной и той же темы в форме телевизионной передачи и очередной соответствующей книги, появляющихся под одним и тем же названием. Это уже не история – это инфотейнмент, развлечение информацией. Последняя книга – «Идолы, полезные Гитлеру» – посвящена звёздам нацистского кинематографа, в частности Марике Рёкк.
На вопрос о том, какие книги пользуются наибольшим спросом, продавец довольно остроумно заметил: «Вы слишком глубоко зашли. Бестселлеры всегда у входа». У входа, «в области поверхностного мышления», меня ожидала «звезда эпохи» Марика Рёкк – хорошо продаваемое издание с огромным портретом довольно улыбающегося автора на обложке. 62-я мирная весна...
Если в канун Дня Победы пройтись по крупным книжным магазинам Дюссельдорфа, то поражает полное отсутствие специальных тематических предложений или красочно оформленных стендов – что поделаешь, 2005-й юбилейный год – давно позади, а с ним и повышенный спрос на издания о войне.
Где-то в глубине магазина, словно в глубине сознания, довольно большая секция, посвящённая истории Второй мировой войны. В основном немецкие авторы – чем серьёзнее, тем менее броско изданы; много воспоминаний. Личные воспоминания о войне как чудом спасшихся жертв холокоста, которые в то время были детьми, так и потомков уже самих нацистов – очень распространённый здесь жанр. В последнее время большой резонанс получила также тема немецких беженцев, уходивших на Запад по мере приближения советских войск к восточным территориям Третьего рейха.
Эмоциональный окрас этих произведений – от отстранённо-исторического до гневно-сентиментального. Последние, кстати, особенно подходят для создания сценариев для телевизионных фильмов. Один из таких фильмов был, например, успешно показан по немецкому телевидению в марте этого года – «Бегство». Две серии об ужасах ухода от наступающего врага, кажущиеся страшными, если мало что знаешь о «войне на Востоке». В этом и заключается основная проблема: в постепенном вытеснении «восточного» взгляда на войну взглядом западным, союзническим – несомненно, переведённые ещё в ГДР с русского на немецкий язык книги, рассказывающие не о Второй мировой, а о Великой Отечественной войне, попадаются чрезвычайно редко. Правда, здесь необходимо отметить одно из предлагаемых новых изданий, вышедшее ещё в январе этого года в издательстве «Фишер Ферлаг» в переводе с английского. Книга Кэтрин Меридейл «Иванова война. Красная Армия 1939–1945» – документальное повествование, созданное на основе солдатских писем и дневников, боевых сводок, докладов и других исторических документов, найденных автором в российских архивах, хоть и не стала бестселлером, но была признана «памятником русскому солдату», как констатировала газета «Цайт», и позволила немецким читателям, возможно, впервые узнать о том, насколько страшной ценой досталась Победа простым русским и советским солдатам.
Следующая широко представленная тема – это так называемые ковровые бомбардировки союзников, которым подверглись в конце войны многие крупные города нацистской Германии. Были ли столь необходимы все эти жертвы и можно ли считать это преступлением против мирных жителей? Ответ на этот вопрос пытаются дать несколько довольно увесистых изданий. В последние годы Германия открывает для себя, безусловно, важную тему собственных жертв среди мирного населения. Проблема лишь в том, что подобные вещи слишком хорошо «продаются». И историческая точность и выверенность позиции часто уступают место коммерциализации темы.
Лучшим примером подобной коммерческой раскрутки военной тематики служит фигура Гвидо Кноппа. Активно сотрудничая с издательством «Бертельсманн», он поставил на поток, по-другому не скажешь, производство именно познавательной, а не научной, исторической литературы по следующей схеме. Разработка одной и той же темы в форме телевизионной передачи и очередной соответствующей книги, появляющихся под одним и тем же названием. Это уже не история – это инфотейнмент, развлечение информацией. Последняя книга – «Идолы, полезные Гитлеру» – посвящена звёздам нацистского кинематографа, в частности Марике Рёкк.
На вопрос о том, какие книги пользуются наибольшим спросом, продавец довольно остроумно заметил: «Вы слишком глубоко зашли. Бестселлеры всегда у входа». У входа, «в области поверхностного мышления», меня ожидала «звезда эпохи» Марика Рёкк – хорошо продаваемое издание с огромным портретом довольно улыбающегося автора на обложке. 62-я мирная весна...