Шанс в том, что тексты Бузины в эту книгу собрал, прокомментировал, предварил большой статьёй-предисловием не случайный составитель-подёнщик, а известный писатель и поэт Александр Бобров. Причём не по принципу краткосрочной политической целесообразности «посильнее хлестнуть майдаунов», а чтобы дать слово своему собрату-писателю – талантливому, остроумному и лиричному Олесю.
Когда «Евроньюс» представил Бузину «пророссийским журналистом», то это была, по сути, клевета, средство снизить действенность его текстов. Бобров даёт слово самоопределения Олесю: «Я – хохол. Я – украинец. Я – русский. Мы не злодеи…» (Речь Олеся была ответом на хитро подобранный итервьюером набор «компромата», причём от самых «главноукраинцев». Леся Украинка: «Мы – нация злодеев». Шевченко: «Украинцы – нация позаборников и злодеев», Грушевский: «Украинская нация не дала ни одной творческой идеи»…) Бузина продолжал: «Мы избранный Богом народ русских, состоящий из москалей, хохлов, белорусов. У нас три государства, но мы один народ».
Бобров добавляет и от себя: «Если сложить в кучу правящую клику Порошенко – Яценюк – Гройсман – Аваков, то по казацкому духу, малороссийской крови и украинской сути Бузина – больший украинец, чем все они, вместе взятые. Этим-то он и стал ненавистен для лжеукраинцев, захвативших власть».
Олесь в книге Боброва парит над всей нашей общей историей, вовсе не концентрируясь, как могут ожидать пропагандисты, на Петлюре и Бандере.
О древних славянах: «Репутация у этих парней была отвратительная. Связываться с такими – себе дороже. Когда патриотически настроенные историки берутся расхваливать мирный славянский нрав, сравнивая его с «голубиным», они врут. Прокопий Кессарийский, секретарь византийского полководца Велизария, оставил колоритное описание славянской рати. В бой эти хлопцы вступали до пояса голыми, только со щитами и копьями… Византийцы солдат нанимали, дорожили своими профессионалами. Славяне же шли на Балканы, как за зарплатой, задержанной за тысячелетия отлучения от цивилизации. Вскорe они затопили всю Центральную и Южную Европу».
О временах более близких и поворотных: «Оказавшись благодаря Богдану Хмельницкому в составе одного государства, украинцы и русские, которых часто называли московитами, почувствовали, что они чертовски похожи, но, с другой стороны, чем-то неуловимо отличаются, и тут же дали друг другу смешные прозвища хохлов и кацапов. Одни носили бороды. Другие – оселедцы. Одни рубашку выпускали поверх портков. Другие её заправляли в шаровары. Одни привыкли горланить на радах, выбирая гетмана. Другие беспрекословно выполняли все приказы царя-батюшки. Со времён Киевской Руси прошло 500 лет – срок огромный. На юге к крови древних русичей примешались горячая половецкая и флегматичная литовская. На севере население Киевской Руси растворило в себе финские племена. Но общая вера и общие враги помогли им ужиться под скипетром Романовых и раздвинуть границы славянской сверхдержавы вплоть до Дуная и Чёрного моря. Украинцам удалось сыграть выдающуюся роль в судьбе Российской империи. Собственно, и идею-то её придумал киевский монах Феофан Прокопович, необыкновенно понравившийся своим остроумием и деловитостью Петру I…
А дальше «дружбу народов» скрепили дочь Петра Елизавета и простой казак с Черниговщины Алексей Разумовский, разыграв прямо в постели сюжет о принцессе из сказки. Прозвище Разумовского – «ночной император» – говорит само за себя. Его брату Кириллу, президенту Российской академии наук, будет рапортовать по долгу службы Ломоносов, в чьих трудах и появится впервые новое диковинное слово «украинцы».
Вольное, любовно-насмешливое обращение Олеся к истории напоминает гениальную «Русскую историю от Гостомысла до Тимашева» Алексея Константиновича Толстого. Кстати, наш соавтор Козьмы Пруткова детство и последние годы провёл в Малороссии, на родине матери – Анны Перовской, воспитаннице упомянутых Разумовских. А чтобы увидеть в общеизвестной любовной истории Елизаветы парафраз всемирно популярного сюжета «принцесса вышла за простолюдина», тут нужен свежий острый глаз Олеся Бузины.
Александр Бобров подчёркивает своё наблюдение свидетельством многих друзей Олеся: «Он был зачарован Российской империей. Страшно гордился тем, что его казацкие предки служили в Ахтырском гусарском полку. Не меньше гордился он и своими дедами-фронтовиками. Олесь обожал всё, что связано с военной темой».
Эта его любовь бросает отсвет на всю легко и стремительно им пересказанную историю: «Успехи в Петербурге долгое время отвлекали нас от проблем местного самоуправления. Полтавчанин фельдмаршал Паскевич берёт во главе русской армии Варшаву, дружит с Николаем I. Гоголь едет за царский счёт в Италию… Безбородко – канцлер империи, – умирая, прощается с собравшейся публикой фразой, до уровня которой до сих пор не дотянулась современная политическая мысль: «Не знаю, как при вас, молодых, будет, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего разрешения выстрелить не смела!» Да, до Украины ли тут, когда в твоих руках целая империя!»
На страницах этой книги вспоминает близкого друга Олеся и донецкий журналист Александр Чаленко: «Бузина вырос в украиноязычной семье. До 16 лет был украинофилом. Однако знакомство с Булгаковым, бессмертной «Белой гвардией» произвело глубокий переворот. Он стал имперцем. Принимал культурное, но высмеивал политическое украинство. Писал, что эта земля и народ стали счастливыми, только войдя в Российскую империю, когда ужасы польско-католического террора и постоянных набегов крымцев закончились… Где-то за несколько месяцев до Евромайдана он рассказал мне о своих планах написать серию романов в жанре исторического детектива. Герой должен был быть безусловным имперцем по имени Алекс Тугаринов, офицером гвардейского Семёновского полка. В планах писателя были книги и о булгаковском Киеве 1918 года. Хотел написать продолжение книги «Как придумали Украину» о деятельности таких одиозных деятелей украинского нацизма, как Коновалец, Бандера и Шухевич. Бузина никогда не курил и практически не пил. Он мог налить себе маленький стаканчик пива и целый вечер цедить его во время разговора с друзьями. Любил моржевать. К чему приучил и меня. Ходил на Днепр зимой и окунался с головой в ледяную прорубь. Любил хорошо одеваться. Мог прийти на выставку своих эротических рисунков в добротном костюме-тройке с бабочкой и тростью, дёрнув за ручку которой можно было вынуть шпагу. Он хорошо жил за счёт своих гонораров. Был кумиром Русской Украины. Книги выходили большими тиражами и выдерживали по семь, восемь, десять переизданий. Был аккуратистом и трудоголиком. Любил неторопливо ходить пешком. Машину не водил и не хотел водить. За рулём всегда была его жена Наташа. Не сразу научился печатать на компьютере, поэтому первые книги печатала супруга под его диктовку… В открытую протестовал против войны в Донбассе, жёстко критиковал Порошенко и Яценюка, никогда не отказывался выступать на российских ток-шоу. В своё время многие украинцы вступили в ополчение Новороссии только благодаря его прозе».
Ещё в мае 2009 года Олесь Бузина предложил принять пакет законов, запрещающих неонацистские организации и пропаганду нацизма, запретить пропаганду идеологического наследия ОУН как тоталитарной фашистской партии. Получил поддержку, но Украинская национальная экспертная комиссия и её член, директор Института украиноведения П. Кононенко, объявили войну публикациям Бузины, в которых «дискредитируют выдающихся украинских деятелей». Против Бузины было проведено 11 судебных процессов, которые он выиграл. После оправдания на одном из них возле здания суда на Олеся было совершено нападение. Есть в предисловии Боброва новые факты о самом убийстве и его расследовании.
Отпевали Олеся в Киево-Печерской лавре. Пришло столько народу, что людям пришлось стоять на улице. Во время прощания явились правосеки в масках, но на выкрики «Слава Украине!» вместо привычного услышали громовое: «Фашизм не пройдёт!»
Книга, составленная А. Бобровым, – хорошее чтение, необходимое не только в нынешнем прискорбном противостоянии, но и в неизбежный грядущий период восстановления давней дружбы народов.