Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Читают, но что?

01 января 2007

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Инна КАБЫШ

Общим местом в наши дни стало мнение о том, что современные дети ничего не читают: я с этим категорически не согласна и, честно говоря, давно хотела об этом написать, тем более что ответ на вопрос «читают – не читают» не столь однозначен. Не написала же до сих пор потому, что дети, о которых пошла бы речь, были моими, а стало быть, говоря об их читательских пристрастиях, я бы так или иначе оценивала свою работу.

Но мои дети выросли и ушли из школы. Я ушла вместе с ними и была уверена, что этот сюжет для меня исчерпан. Но меня позвали в другую школу, и я согласилась. Желая прояснить круг чтения учеников, дала им сочинение «Моя любимая книга». И когда работы – а их оказалось около ста – были проверены, поняла, что тут есть о чём подумать.

Во-первых, хочу оговориться, что сочинение писали ученики 8-х и 10-х классов, то есть тринадцатилетние подростки и шестнадцатилетние юноши и девушки.

Начну с первых. Вот круг читаемых ими (в 13 лет) авторов: Пушкин, Тургенев, О. Генри, А. Линдгрен, А. Кронин, Д. Лондон, О. Уайльд, Р. Брэдбери, Ж. Верн, Ильф и Петров, Стругацкие, В. Железников. «Лидером продаж» стал А. Дюма: «Три мушкетёра», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». Согласитесь, и круг широкий, и авторы достойные, настораживает одно… но об этом ниже.

Дети очень эмоционально написали о любимых книгах. Вот несколько цитат.

«Этот рассказ («Дары волхвов». – И.К.) одновременно романтичен и трагичен, но всё равно это «светлый рассказ», ведь два человека жертвуют самым дорогим, что у них есть, ради любви».

«Роман «Граф Монте-Кристо» мне очень понравился, потому что он полон интриг, тайн и приключений».

«Меня поразила их (Смока Беллью и Малыша. – И.К.) дружба. Сейчас не так-то легко найти настоящего друга, который всегда придёт тебе на помощь».

И фраза, заставившая меня вздрогнуть: «Книга («Город» Клиффорда Саймака) очень интересна, и, может быть, читая её, вы поймёте, какое страшное существо – человек…»

Что касается шестнадцатилетних, то и тут круг авторов, что называется, неслабый: Толстой, Достоевский, Гончаров (это, как вы понимаете, книги из обязательного списка на лето), М. Митчелл, С. Кинг, опять-таки Ильф и Петров, Булгаков, Акунин, а также множество авторов фэнтези и фанфикшн.

А вот и цитаты.

«Обломов» понравился мне потому, что мне, как и главному герою, не повезло в любви…»

«Преступление и наказание» – первая книга из классики, которая пришлась мне по душе…»

«Прочитав «Войну и мир», я даже зауважал себя: такую громадину осилил…»

Согласитесь: хорошие книги – умные отзывы. Чего бы, казалось, ещё?

А вот чего: и в том, и в другом списке есть, на мой взгляд, два существенных пробела, две terra incognita: поэзия и современная литература.

Если уж и говорить о том, что наши дети чего-то не читают, так это поэзия. Может, они потому такие прагматичные, что не читают поэзию, а может, наоборот: не читают, потому что прагматичные.

Приведу один пример. В сказке Экзюпери есть такой персонаж – торговец пилюлями. Он говорит Маленькому принцу, что торгует пилюлями, благодаря которым человек не испытывает жажды в течение недели и таким образом экономит 53 минуты. На что Маленький принц замечает: «Будь у меня 53 минуты свободных, я бы пошёл к роднику…» Спрашиваю у восьмиклассников: «А будь 53 минуты свободных у вас, что сделали бы вы?» Десять спрошенных ответили, что сделали бы уроки на послезавтра. А один – что поспал бы.

Обидно не за поэзию, а за тех, кто её не читает.

За тех же, кто не читает современную прозу, просто тревожно.

Посмотрите: в обоих списках она представлена лишь именами В. Железникова («Чучело») и Б. Акунина. А где же хотя бы те, кто, как говорится, на слуху: А. Иванов, Ф. Искандер, В. Маканин, В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Д. Рубина, А. Петрушевская, Л. Улицкая?

Вы скажете: это дело вкуса. А мне видится здесь нечто иное: установка на нежелание «грузиться» сегодняшними проблемами (ведь современная литература, как правило, говорит именно о них).

И установку эту дают родители. Увидев в предложенном мною списке для внеклассного чтения книгу П. Санаева «Похороните меня за плинтусом», родители резко запротестовали (дело было на родительском собрании): книга, мол, травмирует детскую (я предлагала эту книгу 10-му классу!) психику (на мой вопрос: «А как насчёт Раскольникова?» – мне ответили: «Это классика. По ней сочинение писать»), к тому же в ней много неприличных слов и стоит она 400 рублей.

Действительно, за книгами современных авторов нужно куда-то идти, за них нужно платить, а сочинения по ним не будет: так где же смысл? (Поневоле задумаешься, кто сегодня прагматичнее: дети или взрослые?) Что касается травмирования психики, то разве книга, как завещал классик, не должна «глаголом жечь сердца»?

А что до «неприличных слов»… Да, современной прозе свойственна, скажем так, лексическая пестрота. Но ведь и герои её – студенты, журналисты, военные, бомжи – не могут (и не должны) изъясняться на литературном языке. В этом была бы неправда.

Хочу быть понятой правильно.

Я не за то, чтобы не уроках читать книги с матом, я против брезгливого отношения к современной литературе и – шире – жизни. Почему мы жалеем «Мальчика у Христа на ёлке» и отворачиваемся от героя Павла Санаева? Разве последний не такой же маленький человек? Или всё дело в том, что санаевский мальчик для нас «жизнь», мальчик же Достоевского – «литература», а, как говорит герой одного из моих любимых современных романов Географ: «Легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно».

Я за то, чтобы – через современную литературу – дети пристальнее вглядывались в то, что рядом, чтобы они научились жалеть и любить ближнее, а значит, ближнего.

Правда, герой другого моего любимого романа говорит брату Алёше: «Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних».

Но хочется верить, что не «невозможно» – просто нужно учиться.

А где же и учиться, как не в школе?

Обсудить в группе Telegram

Инна Кабыш

Инна Александровна Кабыш (род. 28 января 1... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS