3 августа художественный руководитель Московского областного государственного академического театра «Русский балет», народный артист СССР, профессор Вячеслав Гордеев отметит двойной юбилей – 75-летие и 55-летие творческой деятельности.
За плечами более пяти десятилетий яркой многоплановой балетной жизни: блистательный всемирно известный танцовщик, премьер Большого театра, руководитель балетной труппы Большого театра (1994–1997), балетмейстер, постановщик, профессор, возглавляющий хореографическую кафедру, художественный руководитель балетмейстерского факультета ГИТИСа, основатель и бессменный художественный руководитель театра «Русский балет», который за свои 43 года снискал признание и известность в России и за рубежом.
Юрий Григорович, легендарный балетмейстер:
«Вячеслав Гордеев никогда не тратил времени даром – он его ценил. Поэтому многое успел и в Большом театре, куда пришёл в конце 60-х, и за его пределами, когда бесстрашно пустился в собственное плавание, уже обретя опыт, мастерство и имя», – отмечал Григорович. – «Большой театр раскрыл его природный дар танцовщика и укрепил характер. Премьерские партии, которые он получил довольно быстро, формировали одновременно и его личность. Он первый в своём поколении профессионально научился администрировать собственные возможности, шире смотрел на профессию и на своё в ней место. Вячеслав Гордеев проживает в созданном им «Русском балете» другую жизнь. Его премьерские амбиции не угасли, но по-иному переплавлены. Сегодня он педагог, балетмейстер, руководитель. Так проявляет себя его индивидуальность, и я не удивлён».
Вячеслав Гордеев – выдающийся деятель культуры, всемирно известный артист балета, балетмейстер, театральный режиссёр, педагог. Его имя золотыми буквами вписано в историю Большого театра. Более двадцати лет – с 1967-го по 1989-й – блистательный премьер этой великой сцены, а с 1994-го по 1997-й – художественный руководитель балетной труппы Большого театра. Звёздный дуэт Вячеслав Гордеев – Надежда Павлова вызывал восторг зрителей всего мира, их называли «надежда и слава русского балета», ими гордилась страна.
С профессией Гордеев определился с самого детства – сразу и навсегда. Балет стал не просто его призванием, а образом жизни. Вся его многообразная творческая деятельность – танцовщика, балетмейстера, режиссёра, педагога, руководителя балетного коллектива, создателя журнала и даже работа в качестве депутата Московской областной думы – была во славу и во имя любимого искусства. Он всегда сохранял с ним действенную связь и способствовал развитию балета во всех направлениях своего таланта.
Сценическая карьера Гордеева развивалась ярко и стремительно, играя всеми гранями его разностороннего таланта. В 1968 году, во время гастролей в Лондоне, будучи ещё студентом, Гордеев дебютировал рядом с уже именитыми в то время мастерами – Владимиром Васильевым, Марисом Лиепой, Екатериной Максимовой. Он стал любимцем публики, а лондонская пресса окрестила тогда юного танцовщика «золотой мальчик».
После окончания училища В. Гордеев был приглашён в труппу Большого театра. Он был идеальным исполнителем романтических ролей, его танец носил не просто романтический характер, он был наполнен всеми нюансами драматической игры. Исполнил практически все ведущие партии репертуара Большого театра и был партнёром Раисы Стручковой, Марины Кондратьевой, Екатерины Максимовой, Нины Сорокиной, Людмилы Семеняки. С 1973 по 1985 год был постоянным партнёром Надежды Павловой. И этот непревзойдённый дуэт знали во всём мире.
Борис Акимов, народный артист СССР, лауреат Государственной премии:
«Поражает, восхищает и вызывает глубокое уважение его необыкновенная преданность искусству танца – делу, которому он, по сути, посвятил всю свою жизнь. На своём пути он прошёл многие этапы, перевернул многие страницы биографии. Это и сценическая деятельность, и балетмейстерские постановки, и руководящая работа в различных коллективах. Его удивительная преданность делу, нацеленность на успешный конечный результат всегда проявлялись и получали высокую оценку профессионалов. Свойственное ему творческое горение – неотъемлемая часть его натуры».
Корифей балетной сцены, народный артист СССР Михаил Лавровский заметил: «Он танцовщик сенсационной техники и электризующей виртуозности... У него неповторимый собственный стиль».
Знаменитый танцовщик и педагог Асаф Мессерер:
«Он изумляет и публику, и профессионалов своими вращениями. Его прыжки грациозны и воздушны, что бы он ни делал – это чрезвычайно гармонично. Все движения, даже самые сложные, – всегда средство выражения определённого музыкального и драматического образа».
Премьер Большого театра Борис Хохлов:
«Танец Вячеслава Гордеева отличают благородство формы, высокая техническая точность. Уверенность в турах и пируэтах. Он обладает хорошим прыжком, умеет в поддержках быть надёжным и пластичным».
Великая Галина Уланова считала:
«Слава всегда был настроен на творческий процесс, отдавался ему с полным погружением. Про его партнёрские качества по театру ходили легенды. Позитивный настрой партнёра крайне важен для нахождения психологического контакта с балериной, и Гордеев владел ещё и этим искусством».
В 1981 году Гордеев дебютировал как балетмейстер, а на пике сценической карьеры, будучи премьером Большого театра, он принял предложение стать руководителем небольшого ансамбля «Классический балет» и, как «играющий тренер», вывел коллектив в лидеры балетной сцены и взрастил его до известного в России и за рубежом Московского государственного академического театра «Русский балет». Здесь развернулась плодотворная балетмейстерская деятельность Гордеева, поставившего все балеты П.И. Чайковского, шедевры мировой классики и более 30 хореографических миниатюр.
Его талант и труд отмечены правительственными наградами, он обладатель самых престижных призов, званий и медалей за достижения в балетном искусстве, в том числе золотой медали II Международного конкурса артистов балета в Москве, звания лауреата премии Ленинского комсомола, премии Мориса Бежара, призов «Лучшему хореографу», «Танцующий Икар», «Рыцарь балета» и многих других.
Гордеев в постоянном творческом поиске и как худрук театра. С 1916 года он руководит кафедрой хореографии ГИТИСа, где как профессор и балетмейстер ведёт творческую мастерскую. Опытный балетмейстер-постановщик, он передаёт свои знания и секреты мастерства артистам балета – студентам своего курса по балетмейстерскому искусству.
С 1999 года являлся официальным представителем Фонда Р. Нуреева в России и странах СНГ. В 2010 году учредил Благотворительный фонд своего имени, способствующий развитию классического танца и становлению в профессии молодых талантливых исполнителей и хореографов.
С 2007 по 2012 год был депутатом Московской областной думы, заместителем председателя комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодёжи и туризма.
Вячеслав Гордеев не замедляет жизненный темп, наоборот, он реализует себя в новых направлениях и качествах. Реализуя все свои дарования и организаторские способности, ставит спектакли, выводит на творческие орбиты учеников-танцовщиков в своём театре, готовит хореографов. Находятся время и силы для работы в жюри престижных конкурсов, общественной деятельности, осуществления социально значимых проектов. Деятельная натура и личная судьба воплотились в постоянно обновляющийся символ служения искусству танца.
Ирина Котенко
«ЛГ» поздравляет своего давнего друга Вячеслава Михайловича Гордеева с юбилеями и желает новых творческих свершений!